|
|
|
Карьера Дмитрия Павловича Григоровича началась в Санкт-Петербурге. В 1913г. в возрасте 30 лет он создал двухместную летающую лодку М-1 с ротативным двигателем Гном (Gnome) мощностью 37 кВт (50 л.с.) с толкающим винтом. Через год появились модели М-2 с двигателем Клерже (Clerget) мощностью 59 кВт (80 л.с.) и М-3 с двигателем Гном-Моносупэйп (Gnome-Monosoupape) мощностью 74 кВт (100 л.с.). Первой успешной летающей лодкой стала М-4 (или Щ-4), четыре экземпляра которой были построены в 1914г. В 1915г. появилась модель Григорович М-5 (другое обозначение ЩМ-5). Эта летающая лодка представляла собой двухсекционный биплан с крыльями неодинакового размаха и однореданным деревянным корпусом, причем последний имел фанерную обшивку, а крылья и хвостовое оперение - полотняную. Позади редана корпус резко сужался почти до размера киль-балки и поддерживал хвостовое оперение, состоявшее только из киля и руля направления, которые крепились с помощью сложной системы подкосов и расчалок. Двигатель Гном-Моносупэйп с толкающим винтом находился между крыльями. Летчик и наблюдатель размещались рядом в большой кабине перед крыльями, последний управлял пулеметом Виккерс (Vickers) калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), установленным на шкворне. Было построено около 300 машин М-5. Они продемонстрировали эффективность и прочность конструкции, работая при ненастной погоде и неспокойном море.
ВАРИАНТЫ М-10: появился в 1916г.; имел двигатель Гном-Моносупэйп и киль как у М-5, но размах крыльев был меньшим; верхнее крыло лишь немного превосходило нижнее по размеру; размах составлял 9,2 м (30 футов 2,25 дюйма), длина 8,6 м (28 футов 2,5 дюйма); максимальная скорость возросла до 125 км/час (78 миль/час). М-20: сконструирован на базе варианта М-5 в 1916 году с двигателем Ле Рон (Le Rhоne) мощностью 89 кВт (120 л.с.); построено лишь небольшое число самолетов; крылья М-5 и М-20 практически не отличались, а корпус М-20 был короче на 0,4 м (1 фут 3,75 дюйма); максимальная скорость составляла 115 км/час (71 миль/час). |
|
|
|
Тип: разведывательная или учебно- тренировочная летающая лодка.
Силовая установка: один ротативный поршневой двигатель Гном-Моносупэйп мощностью 75 кВт (100 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 105 км/час (65 миль/час); практический потолок 3300 м (10825 футов); продолжительность полета 4 часа.
Веса: снаряженного - 660 кг (1455 фунтов); максимальный взлетный 960 кг (2116 фунтов).
Размеры: размах крыла 13,62 м (44 фута 8,25 дюйма); длина 8,6 м (28 футов 2,5 дюйма); площадь крыла 37,9 кв.м (407,9 кв. фута).
Вооружение: один пулемет калибра 7,62 мм (0,3 дюйма).
|
|