|
|
|
Опыт Корейской войны выявил необходимость в специальном реактивном штурмовике, способном эффективно действовать при самых неблагоприятных погодных условиях. В 1957г. в США восемь авиакомпаний представили на конкурс 11 проектов нового дальнего тактического ударного низковысотного самолета. В последний день уходящего года был выбран проект Грумман G-128, который полностью соответствовал поставленным требованиям и привел к появлению целого семейства вариантов. В марте 1959г. был сделан заказ на восемь опытных самолетов YA-6A (обозначенных вначале A2F-1), а 19 апреля 1960г. самолет впервые поднялся в воздух. Реактивные сопла двух двигателей Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) J52-P-6, развивавших статическую тягу 3856 кг (8500 фунтов), могли отклоняться вниз для увеличения подъемной силы при взлете, но этим свойством обладали только первые четыре опытных самолета. У остальных машин небольшой наклон сопел был фиксированным. В феврале 1963г. первые серийные машины А-6А Интрудер получила штурмовая эскадрилья VA-42 ВМФ США. Их интегральная цифровая навигационно-боевая система давала первоклассные боевые возможности и эффективность в наихудших погодных условиях (штормовой ветер и повышенная влажность), а вооружение весом более 7711 кг (17000 фунтов) позволило А-6А стать мощным пополнением арсенала США. Серийное производство основного варианта штурмовика продолжалось до декабря 1969г. и достигло 482 самолетов, кроме того была выпущена 21 машина модификации ЕА-6А, сохранившая качества штурмовика, но в основном использовавшаяся для радиопротиводействия и радиотехнической разведки. Первый ЕА-6А поднялся в воздух в 1963г. Три другие модификации тоже представляли собой варианты А-6А. Первый из них - А-6В (в этот стандарт были переделаны 19 машин) от основной модели отличала способность нести противорадиолокационную ракету AGM-78 вместо AGM-12В Булпап (Bullpup). Компания Грумман переоборудовала 12 самолетов А-6А в модель А-6С, способную совершать ночные вылеты и оснащенную для этого бортовой инфракрасной системой обнаружения целей в передней полусфере и телеоборудованием для работы при плохой освещенности, установленным в подфюзеляжной турели. Самолет А-6А, переоборудованный в опытный заправщик КА-6D, поднялся в воздух 23 мая 1966г., и компания получила заказы на серийный выпуск этих машин. Впоследствии заказы были отменены, но 78 самолетов А-6А были переделаны в КА-6D. КА-6D также мог действовать как дневной бомбардировщик или самолет управления поисковыми операциями на суше и на море, а после списания из морской авиации самолета ЕКА-3В стал стандартным палубным самолетом-заправщиком. Двадцать седьмого февраля 1970 года поднялся в воздух первый из самолетов А-6Е компании Грумман - усовершенствованный вариант А-6А, который заменил его в серийном производстве. Сто двадцать новых и 240 переделанных из варианта А-6А машин планировалось поставить эскадрильям ВМС и Морского корпуса армии США. Основу самолета А-6Е, сохранившего усовершенствованные формы планера и силовую установку предыдущих моделей, составляла новая система бортового радиоэлектронного оборудования, включавшая многорежимную навигационную РЛС Норден (Norden) AN/APQ-148, навигационно-боевую компьютеризированную систему IBM/Fairchild AN/ASQ-133, блок управления вооружением Conrac и видеокамеру RCА (Рэдио Корпорэйшн оф Америка). После первого полета испытательного варианта 22 марта 1974г. все самолеты Интрудер, принадлежавшие ВМС и Морскому корпусу армии США, подверглись модификации. Новая модификация оснащалась системой TRAM: электро-оптическим блоком Хьюз (Hughes) бортовой инфракрасной системы обнаружения целей в передней полусфере FLIR и лазерным оборудованием для обнаружения целей, соединенными с РЛС Норден, а также инерциальной навигационной системой палубного самолета (CAINS) для обеспечения автоматической посадки на палубу авианосца и аппаратурой для лазерного и самонаведения ракет класса "воздух-поверхность". В 1977г. штурмовая эскадрилья VА-165, расквартированная на борту авианосца ВМС США "Констеллейшн", стала первым подразделением, укомплектованным самолетами А-6Е/TRAM. Прежний опыт эксплуатации самолетов сопровождения ЕА-6А, предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы, привел к разработке еще более совершенного варианта, известного как ЕА-6В Праулер. Внешне он практически не отличался от базовой модели А-6А, за исключением удлиненной на 1,37 м (4 фута 6 дюймов) носовой части и характерного контейнера на вершине киля, вмещавшего пассивные детекторы. Другие изменения касались усиления конструкции для возможности полета с увеличенным весом, размещения еще двух членов экипажа для работы с более современными средствами радиоэлектронной борьбы, большего запаса топлива и установки более мощных двигателей Пратт-Уитни J52-Р-408. Поставки серийных машин начались в 1971г. Система радиоэлектронной борьбы самолета Праулер основана на принципе тактического шумового радиопротиводействия ALQ-99; самолет мог нести до 10 передатчиков радиопомех. Улучшение способностей постановки радиопомех стало возможным после введения в 1978г. модификаций с увеличенной мощностью (ICAP). В 1982г. принято в эксплуатацию несколько усовершенствованных модификаций ICAP-2. В 1984г. компания Грумман получила задание на разработку усовершенствованного А-6, обозначенного А-6F Интрудер II. Самолет имел новый радар, систему доставки оружия извне зоны ПВО, "стеклянную" кабину и новый двигатель - бесфорсажный вариант турбовентиляторного двигателя Дженерал Электрик (General Electric) F404. Первый из пяти опытных образцов поднялся в воздух 25 августа 1987г., однако в 1989г., после летных испытаний трех самолетов, программа была прервана. Компания предложила более дешевую модель А-6G, но после оценочных испытаний она тоже была отвергнута (в январе 1989г.). Предпочтение было отдано программе усовершенствования систем вооружений. К моменту, когда в конце 1990г. последний вариант А-6 покинул производственные линии, ВМС и Морскому корпусу армии США было поставлено в общей сложности 660 этих дорогих, но универсальных боевых самолетов.
ВАРИАНТЫ YEA-6A: опытный образец ЕА-6А, который был переделан из одного из экспериментальных самолетов YA-6А. NA-6A: новое обозначение трех самолетов YA-6А и трех А-6А, модифицированных для проведения специальных испытаний. NEA-6A: один самолет, модифицированный из ЕА-6А для специальных испытаний. NEA-6B: новое обозначение двух опытных образцов ЕА-6В после модификации для проведения специальных испытаний. |
|
|
|
Тип: двухместный палубный или наземный всепогодный штурмовик.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Пратт-Уитни J52-Р-8В тягой 4218 кг (9300 фунтов).
Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 1036 км/час (644 миль/час); крейсерская скорость 763 км/час (474 миль/час); практический потолок 12925 м (42400 футов); дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 1627 км (1011 миль).
Веса: пустого - 12093 кг (26660 фунтов); максимальный взлетный: при старте с катапульты 26581 кг (58600 фунтов), при старте с взлетно-посадочной полосы 27397 кг (60400 фунтов).
Размеры: размах крыла 16,15 м (53 фута); длина 16,69 м (54 фута 9 дюймов); высота 4,93 м (16 футов 2 дюйма); площадь крыла 49,13 кв.м (528,9 кв. фута).
Вооружение: один подфюзеляжный и четыре подкрыльных узла наружной подвески вооружения весом до 8165 кг (18000 фунтов).
|
|