Grumman S-2 Tracker/E-1 Tracer/C-1 Trader (Грумман S-2 Трэкер/E-1 Трэйсер/С-1 Трэйдер)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Во время Второй мировой войны успехи противолодочных операций ВМС США были обусловлены применением тактики, основанной на использовании двух самолетов: один из них, снабженный радаром, осуществлял поиск подводной лодки, а другой, вооруженный соответствующим образом, ее атаковал. Однако наряду с успехами существовали и проблемы: например, неполадки даже просто в радиосвязи приводили к срыву операции. Ситуация еще более усложнилась с ростом возможностей атомных подводных лодок. В конце 1940-х годов ВМС США окончательно остановили свой выбор на самолете, который им требовался. Это был довольно большой двухмоторный высокоплан, получивший обозначение Грумман G-89. Высокое крыло максимально увеличивало размеры кабины, в которой размещалось бортовое оборудование, а дополнительное место для хранения сбрасываемых звуковых буев находилось в задней части гондол двигателей. Также имелся большой оружейный отсек, убирающийся поисковый радар, находившийся в задней части фюзеляжа, штанга магнитного прибора обнаружения в убирающемся обтекателе и прожектор под правым крылом. Складывающиеся крылья и тормозной крюк упрощали использование G-89 с авианосцев. 30 июня 1950г. компания Грумман получила контракт на производство опытного самолета G-89 для проведения оценочных испытаний. ВМС США дали ему обозначение XS2F-1. Модели S2F Трэкер, WF Трэйсер и TF Трэйдер появились в то же время, а в 1962г. в результате реорганизации обозначений самолеты этих серий стали соответственно называться S-2, E-1 и C-1. Самолет S-2A, первая модель из серии Трэкер, начал поступать на вооружение противолодочной авиации ВМС США в феврале 1954 г. 500 экземпляров были построены для флота, еще 100 - для дружественных США стран. Обозначение S-2B получил самолет S-2A, имевший после модификации пассивное акустическое поисковое оборудование большой дальности AQA-3 "Джезебел", работающее совместно с системой активной акустики "Джули", улавливающей сигнал, отраженный после взрыва заряда. Следующая серийная модель под обозначением S-2C имела увеличенный оружейный отсек, удлиненный к левому борту, а также хвостовое оперение большей площади. Многие самолеты S-2A/B/C были впоследствии переделаны для общего применения, например для буксировки мишеней или использования в качестве летного транспорта под обозначениями US-2А/B/C соответственно. Небольшое количество самолетов S-2C было переделано для разведывательной фотосъемки под обозначением RS-2C. Второй основной серийной моделью был самолет S-2D, первый экземпляр которого поднялся в воздух 21 мая 1959г. Он имел крыло увеличенного размаха, хвостовые поверхности еще большей площади плюс возросший запас топлива и место для хранения большего количества акустических буев в каждой гондоле двигателя (всего 32 штуки). Кроме того, передняя часть фюзеляжа была увеличена в длину и ширину, что позволяло улучшить условия размещения экипажа из четырех человек. Самолеты S-2D начали поступать на вооружение в мае 1961г. и укомплектовали как минимум 15 эскадрилий ВМС США. Модель S-2E имела более совершенное поисковое оборудование. Им были снабжены и самолеты S-2F. Компания Де Хэвилленд Эйркрафт Канада построила 100 самолетов серии Трэкер для своих ВМС - первые 43 под обозначением CS2F-1, а оставшиеся, с усовершенствованным оборудованием, имели название CS2F-2, но были позднее переименованы в СP-121. Кроме различных вариантов самолета Трэкер было построено 87 экземпляров TF-1 Трэйдер, представлявших собой девятиместные транспортные самолеты для доставок грузов на борт авианосцев, плюс 88 самолетов Е-1В Трэйсер, имевших над фюзеляжем обтекатель радиолокационной антенны, в котором размещался поисковый радар APS-82. Последний вариант самолета Трэкер S-2G был аналогичен модели S-2E, но имел более совершенное оборудование. В 1986 г. компания Грумман получила контракт на 260 миллионов долларов на поставку двух самолетов S-2T Турбо Трэкер в Тайвань, после чего было поставлено оборудование, необходимое для строительства (в Тайване) еще 30 экземпляров. Производство предусматривало замену старых силовых установок на турбовинтовые двигатели Гаррет (Garrett) TPE331-15AW с четырехлопастными винтами и полное улучшение авиационного электронного оборудования и противолодочного снаряжения. Были значительно улучшены летные характеристики. В США компания Марш Авиэйшн Компани (Marsh Aviation Company) предлагает две модификации Трэкер - S-2ET для военного применения и противопожарную модель под обозначением S-2AT, на которых поршневые двигатели заменены на турбовинтовые Гаррет TPE331. Самолет S-2AT имеет емкость с противопожарной жидкостью объемом 3028 л или 830 л, в зависимости от того, какой установлен вариант двигателя TPE331: Дэш (Dash) 14 или более мощный Дэш 15. Морской патрульный противолодочный вариант S-2ET является переработкой турбореактивной модели для эксплуатации с авианосцев. Опытный образец Марш S-2 Турбо Трэкер совершил свой первый полет 24 ноября 1986г. В Израиле компания Бедек Авиэйшн предложила усовершенствование самолетов Трэкер, и, как минимум, выпущена одна такая модель, получившая обозначение S-2UP. В Канаде организация Конэйр оф Абботсфорд, которая является пользователем самого большого флота противопожарных самолетов в мире, предприняла с 1987г. модификацию 36 самолетов Трэкер в одноместные модели Файеркэт или Турбо Файеркэт. Более простая модель Файеркэт представляет собой модификацию стандартного S-2A или модели CS2F Трэкер производства компании Де Хэвилленд Эйркрафт Компани оф Канада. Модель Файеркэт вмещает 3296 л огнеупорной жидкости, снабжена колесами большого размера с пневматиками малого давления для посадки на аэродром с мягким грунтом. Самолет Турбо Файеркэт оснащен турбовинтовыми двигателями Пратт-Уитни Канада PT6А 67AF, на нем установлены централизованная система дозаправки топливом и бак с огнеупорной жидкостью объемом 3455 л.

Тип: морской противолодочный палубный самолет.

Силовая установка: два 9-цилиндровых звездообразных поршневых двигателя Райт R-1820-82WA Циклон мощностью 1137 кВт (1525 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 426 км/час (265 миль/час); скорость при патрулировании на высоте 455 м (1500 футов) 241 км/час (150 миль/час); перегоночная дальность 2092 км (1300 миль); продолжительность полета с максимальным запасом топлива и 10-процентным резервом - 9 часов.

Веса: пустого - 8505 кг (18750 фунтов); максимальный взлетный 13222 кг (29150 фунтов).

Размеры: размах крыла 22,12 м (72 фута 7 дюймов); длина 13,26 м (43 фута 6 дюймов); высота 5,05 м (16 футов 7 дюймов); площадь крыла 46,08 кв. м (496 кв. футов).

Вооружение: одна ядерная глубинная бомба Mk 57 или Mk 101 или аналогичный запас в оружейном отсеке; 60 создающих эхо глубинных зарядов в фюзеляже, 32 звуковых буя в гондолах двигателей; большое разнообразие бомб, ракет и торпед на шести точках крепления под крыльями.

 


Copyright © Fedoroff Corp.