Handley Page H.P.52 Hampden (Хэндли Пейдж Н.Р.52 Хэмпден)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В сентябре 1932г. Министерство авиации Великобритании распространило техническое задание на двухмоторный бомбардировщик. В ответ на него поступили предложения от компаний Хэндли Пейдж и Виккерс (Vickers), с каждой из которых был заключен контракт. Появившиеся в результате этого опытные самолеты Хэндли Пейдж Н.Р.52 и Виккерс 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом один после другого: Н.Р.52 - 21 июня 1936г., а модель 271, известная позднее как Веллингтон (Wellington), чуть ранее - 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Но компания Хэндли Пейдж использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а компания Виккерс выбрала широкий осанистый фюзеляж, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением. Самолет Хэмпден, как впоследствии был назван бомбардировщик Н.Р.52, имел несколько замечательных особенностей. Использование предкрылков Хэндли Пейдж по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/час (73 миль/час). Его максимальная скорость в 409 км/час (254 миль/час) была большей, чем у самолетов Веллингтон и Армстронг Уитуорт Уитли (Armstrong Whitworth Whitley). Он мог переносить 1814 кг (4000 фунтов) бомбовой нагрузки на расстояние в 1931 км (1200 миль) по сравнению с бомбовой нагрузкой в 2041 кг (4500 фунтов) на такое же расстояние модели Веллингтон. 15 августа 1936г. компания получила заказ на 180 самолетов Хэмпден по новому техническому заданию, а в 1937г. свой первый полет совершил опытный серийный самолет. Одновременно с первым контрактом был подписан другой - на 100 самолетов с двигателями Нэйпиер Дэггер (Napier Dagger). Они производились под названием Херефорд (Hereford). В мае 1938г. первый серийный самолет Хэмпден Mk I совершил свой первый полет на аэродроме Радлетт, а 24 июня этот тип самолетов официально был назван Вискаунтесс Хэмпден (Viscountess Hampden). 6 августа 1938г. поступили другие заказы: с компанией Инглиш Электрик (English Electric) из Престона был заключен контракт на строительство 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом Кэнейдиан Ассошиэйтед Эйркрафт Лтд (Canadian Associated Aircraft Ltd) по производству 80 самолетов. Эти построенные по субдоговору самолеты Хэмпден начали сходить с конвейера в 1940г. После испытаний в сентябре 1938г. начались поставки в ВВС Великобритании. Когда началась Вторая мировая война, самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий. 29 сентября, когда в одном из вылетов 5 из 11 самолетов были уничтожены вражескими истребителями, выявились недостатки самолетов Хэмпден в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, но они также участвовали в разбрасывании листовок. Зимой 1939-40гг. самолеты Хэмпден эффективно применялись в качестве минных заградителей. Бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь с 13 на 14 апреля 1940г., сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды. Но норвежская кампания еще раз подтвердила "ахиллесову пяту" самолетов Хэмпден: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков. В ночь с 25 на 26 августа 1940г. бомбардировщики Хэмпден приняли участие в первом воздушном налете ВВС Великобритании на Берлин. Самолеты Хэмпден продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942г. С апреля 1942г. самолеты начали переводиться в береговую авиацию для торпедно-бомбовых ударов; 157 машин, переделанных для такого использования, получили обозначение Хэмпден ТВ.Mk I. Несколько самолетов были отправлены в СССР для операций по сопровождению конвоев. В конце 1943г. самолет Хэмпден закончил свою службу. Всего было построено 1432 машины: 502 из них произвела компания Хэндли Пейдж, 770 - Инглиш Электрик (English Electrick) и 160 самолетов были построены в Канаде.

ВАРИАНТЫ
Хэмпден Mk II: обозначение двух самолетов с двигателями, экспериментально замененными на два звездообразных Райт R-1820 Циклон (Wright R-1820 Cyclone) мощностью 821 кВт (1100 л.с.), компания дала им обозначение Н.Р.62.

Тип: четырехместный средний бомбардировщик.

Силовая установка: два 9-цилиндровых звездообразных поршневых двигателя Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) XVII мощностью 746 кВт (1000 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 4205 м (13800 футов) 409 км/час (254 миль/час); крейсерская скорость 269 км/час (167 миль/час); практический потолок 5790 м (19000 футов); дальность полета с бомбовой нагрузкой массой 907 кг (2000 фунтов) 3034 км (1885 миль).

Веса: пустого - 5343 кг (11780 фунтов); максимальный взлетный 8508 кг (18756 фунтов).

Размеры: размах крыла 21,08 м (69 футов 2 дюйма); длина 16,33 м (53 фута 7 дюймов); высота 4,55 м (14 футов 11 дюймов); площадь крыла 62,06 кв. м (668,0 кв. фута).

Вооружение: два передних пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) и два таких же пулемета, установленные в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; бомбовая нагрузка до 1814 кг (4000 фунтов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.