Ilyushin Il-102 (Ил-102 АК им. С.В.Ильюшина)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Бронированные самолеты-штурмовики традиционно составляли одно из важных направлений деятельности ОКБ С.В.Ильюшина. С легендарного Ил-2 в свое время начиналась мировая известность этого коллектива. В послевоенные годы авиазаводы продолжали выпуск его улучшенных вариантов Ил-10 и Ил-10М. В 1953 г. в ОКБ разработали первый реактивный самолет-штурмовик Ил-40. К сожалению, в серийное производство он не поступал. Спустя 15 лет, в рамках конкурса по созданию легкого войскового самолета-штурмовика (ЛВСШ), ильюшинцы подготовили проект еще одного такого самолета, названного Ил-42. Однако и он не пошел в серию: предпочтение тогда отдали предложенному ОКБ П.О.Сухого проекту штурмовика Т-8, получившему позднее широкую известность под названием Су-25.
Тем не менее, ОКБ С.В.Ильюшина, руководимое с 1970 г. Генеральным конструктором Г.В.Новожиловым, не смирилось с поражением. Проектные изыскания по теме Ил-42 были продолжены. Работы активизировались в конце 70-х гг., когда коллективу наконец удалось получить задание на постройку опытно-экспериментального образца армейского штурмовика, превосходящего по характеристикам поступающие на вооружение Су-25. В память о знаменитом Ил-2, машине было присвоено название Ил-102. Предполагалось, что, по сравнению с Су-25, самолет будет иметь повышенную боевую живучесть и сможет поднимать почти вдвое большую боевую нагрузку. Для улучшения маневренности и увеличения радиуса действия на Ил-102 планировалось применить современные мощные и экономичные двухконтурные двигатели, являющиеся модификацией двигателей истребителя 4-го поколения МиГ-29. В дальнейшем их планировалось оснастить устройствами реверса и управления вектором тяги.
Характерной особенностью Ил-102 стало включение в состав его экипажа второго члена - стрелка, управлявшего огнем кормовой оборонительной подвижной пушечной установки. Летчика и стрелка разместили в индивидуальных кабинах в средней части фюзеляжа, между которыми располагались топливные баки и блоки оборудования, а по бокам - реактивные двигатели. Все это было заключено в общую бронекоробку, обеспечивавшую надежную защиту экипажа и жизненно важных агрегатов и систем самолета от пуль и осколков снарядов и ракет противника. Принятая компоновка позволяла уменьшить площадь бронирования и сосредоточить наиболее тяжелые агрегаты вблизи центра масс самолета.
Машина строилась по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. Широкое крыло малого удлинения имело относительно толстый профиль, позволявший "вписать" в него вблизи корневой части 6 небольших отсеков, в которых могли размещаться авиабомбы калибра 100 и 250 кг. Столь нетрадиционное решение обеспечивало сохранение аэродинамической "чистоты" самолета с нормальной боевой нагрузкой и увеличение количества одновременно подвешиваемых на самолет боеприпасов в максимальном варианте вооружения.
В постройку было заложено два экземпляра Ил-102. Один из них предназначался для проведения статических прочностных испытаний, второй - для летных. Летный образец штурмовика - опытно-экспериментальный самолет ОЭС-1 - впервые поднялся в воздух 25 сентября 1982 г. Основной объем его заводских испытаний был завершен в 1984 г. В целом все показатели соответствовали расчетным и удовлетворяли предъявлявшимся требованиям. Можно было приступать к государственным испытаниям и передавать самолет в серийное производство. Однако Ил-102 была уготована другая судьба - так и остаться опытно-экспериментальным самолетом. В СССР в это время уже полным ходом шло массовое производство штурмовика Су-25, а ОКБ Сухого готовило его модернизированный вариант Су-25Т (известен сейчас как Су-39) с круглосуточным телевизионным прицельным комплексом. И хотя "сухой" уступал "илу" по максимальной грузоподъемности и некоторым другим характеристикам, было принято решение не нарушать уже налаженного производства, а строить одновременно два типа штурмовиков сочли нецелесообразным.
В 1986 г. на Ил-102 выполнили еще несколько полетов, в том числе и последний - 360-й. Больше ему не суждено было подняться в воздух. Спустя 7 лет уже почти позабытый самолет решили показать на авиасалоне МАКС-93 в Жуковском. Штурмовик перекрасили и снарядили большим количеством разнообразного вооружения. Практически неизвестный широкой публике Ил-102 привлек большое внимание посетителей выставки.

Тип: реактивный самолет- штурмовик.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33И тягой 5200 кгс разработки НПП им. В.Я.Климова.

Летные данные: максимальная скорость 950 км/ч; практический потолок 10000 м; радиус действия 400 км; перегоночная дальность полета 3000 км.

Веса: пустого - 11600 кг; нормальный взлетный 17200 кг; максимальный взлетный 21200 кг; максимальной боевой нагрузки 7200 кг.

Размеры: длина самолета 17,75 м; размах крыла 16,98 м; площадь крыла 63,5 м2; высота самолета 5,08 м.

Вооружение: подвижная двухствольная пушечная установка НУ-102 калибра 30 мм под фюзеляжем, кормовая оборонительная установка с пушкой ГШ-23 калибра 23 мм; пушечные контейнеры, неуправляемые ракеты, авиабомбы калибра 100, 250 и 500 кг на 6 пилонах под крылом, двух - под фюзеляжем и в 6 крыльевых отсеках; две управляемые ракеты типа Х-25, Х-27 и Х-29; две ракеты "воздух-воздух" Р-60М или Р-73.

 


Copyright © Fedoroff Corp.