|
|
|
Необычная схема, принятая для самолета Локхид P-38 Лайтнинг, была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость, скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять двухмоторную схему. Это был двухбалочный самолет со среднерасположенным крылом и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси - в продольные балки. Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного вращения Аллисон (Allison) V-1710-11/15 мощностью 716 кВт (960 л.с.), впервые поднялся в воздух 27 января 1939г. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы. Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38. Самолет Лайтнинг (построено 10037 машин, включая 113 по субконтракту компанией Консолидэйтед-Валти/Consolidated-Vultee) использовался ВВС США на всех театрах военных действий. Он вписан в историю строкой незабываемых побед, включая перехват и уничтожение в 885 км (500 миль) от базы на Гвадалканале самолета Мицубиси (Mitsubishi) G4M, в котором находился японский адмирал Исороку Ямамото.
ВАРИАНТЫ YP-38: обозначение предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, но с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/-29 мощностью 858 кВт (1150 л.с.). P-38 (позднее RP-38): первоначальный серийный вариант, аналог YP-38, но с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом. P-38E (позднее RP-38E): серийный вариант, аналог P-38, но с доработками систем; построено 36 машин. P-38E (позднее RP-38E): серийный вариант с дальнейшими системными доработками и новой пушкой калибра 20 мм, а не 37 мм; построено 210 машин. P-38F: серийный вариант, первый считавшийся готовым к боевым действиям; построено 527 машин; среди оборудованных двигателем Аллисон V-1710-49/-53 мощностью 988 кВт (1325 л.с.) аппаратов существовало несколько подвариантов, наиболее важным из которых являлся самолет P-38F-15, оснащенный закрылками. P-38G: серийный вариант, по сравнению с самолетом P-38F-15 содержащий несколько исправлений и усовершенствований, включенных в процесс производства; построено 1082 машины. P-37H: серийный вариант, сходный с самолетом P-38G, но с двигателями Аллисон V-1710-89/-91 мощностью 1063 кВт (1425 л.с.); построена 601 машина. P-38J (позднее F-38J): аналог P-38H, но со множеством детальных изменений, вносимых в течение всего процесса производства 2970 самолетов; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания. P-38K: единственный опытный самолет с двигателями Аллисон V-1710-75/-77 мощностью 1063 кВт (1425 л.с.) и планером самолета P-38G. P-38L (позднее F-38L): окончательный серийный вариант самолета с двигателями Аллисон V-1710-111/-113 мощностью 1100 кВт (1475 л.с.), но в остальном похожий на самолет P-38J; построено 3810 машин. P-38L-5: аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин. P-38M: новое обозначение самолетов P-38F, P-38K и P-38L общей численностью около 80 экземпляров, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей после окончания войны. TP-38L: обозначение самолетов, модифицированных ВВС США для использования в качестве двухместных учебно-тренировочных; похожий самолет P-38J был неофициально известен под обозначением TP-38J. F-4-1 (позднее RF-4-1): вариант самолета P-38E без вооружения для фоторазведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 99 машин. F-4A-1: вариант самолета P-38F без вооружения для разведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 20 машин. F-5A: вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина. F-5B: вариант самолета P-38J без вооружения для разведки; построено 200 машин. F-5C: новое обозначение примерно 123 самолетов P-38J, переделанных компанией Локхид в вариант F-5B, но с установкой усовершенствованных фотокамер. F-5E: новое обозначение 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L, переделанных компанией Локхид в вариант F-5C. F-5F: новое обозначение самолета F-5B после переработки фотоустановки. F-5F-3: новое обозначение самолета P-38L с фотоустановкой от самолета F-5F. F-5G-6: окончательный вариант самолета для фоторазведки, переделанный из планера P-38L-5. FO-1: обозначение ВМС США четырех самолетов F-5B, приобретенных у ВВС США. XF-5D: единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика. XP-38A: единственный экземпляр самолета P-38, использовавшийся в течение 1942г. для экспериментов с герметизированной кабиной. XP-49: единственный опытный экземпляр, разработанный на основе самолета P-38, первоначально с двигателями Континентал (Continental) XIV-1430-9/11 мощностью 1148 кВт (1540 л.с.), усиленным шасси и герметизированной кабиной; серийное производство начато не было. X-58 Чейн Лайтнинг (Chain Lightning): совершенно новый и значительно увеличенный по габаритам самолет; опытный образец в конце концов поднялся в воздух 6 июня 1944г. с двумя двигателями Аллисон V-3420-11/-13 мощностью 1939 кВт (2600 л.с.). |
|
|
|
Тип: одноместный истребитель.
Силовая установка: два поршневых двигателя Аллисон V-1710-111/-113 V-12 мощностью 1100 кВт (1475 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 7620 м (25000 футов) 666 км/час (414 миль/час); практический потолок 13410 м (44000 футов); нормальная дальность 724 км (450 миль).
Веса: пустого - 5806 кг (12800 фунтов); максимальный взлетный 9798 кг (21600 фунтов).
Размеры: размах крыла 15,85 м (52 фута); длина 11,53 м (37 футов 10 дюймов); высота 3,91 м (12 футов 10 дюймов); площадь крыла 30,47 кв. м (328 кв. футов).
Вооружение: четыре пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и одна пушка калибра 20 мм; бомбовая нагрузка до 1451 кг (3200 фунтов).
|
|