McDonnell Douglas A-4 Skyhawk (Макдоннелл-Дуглас А-4 Скайхоук)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Один из наиболее успешно применявшихся после Второй мировой войны в ВСМ США штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 Скайхоук был спроектирован коллективом конструкторов под руководством Эда Хайнеманна. Получилось так, что, когда начался поиск преемника самолета Дуглас АD-1 (А-1) Cкайрейдер (Douglas AD-1 (A-1) Skyraider) с газотурбинным двигателем, компания Макдоннелл смогла предложить новый штурмовик с полетным весом, вдвое меньшим, чем по тактико-техническим требованиям, и со значительно большей скоростью. Новый штурмовик представлял собой моноплан с низкорасположенным треугольным крылом с внутренними кессон-баками; в носовой части фюзеляжа размещалось электронное оборудование; позади кабины пилота находился дополнительный запас топлива, а в центральной части фюзеляжа был установлен турбореактивный двигатель Райт (Wright) J65, построенный по лицензии компанией Армстронг Сиддли Сапфир (Armstrong Siddeley Sapphire). Первый опытный образец поднялся в воздух 22 июня 1954г., а поставки штурмовым эскадрильям ВМС США начались 26 октября 1956г. Новый штурмовик прекрасно зарекомендовал себя во время боевых действий во Вьетнаме. Эффективность Скайхоука была настолько высока, что он оставался в серийном производстве до февраля 1979г. Общее число построенных самолетов достигло 2960 машин. Ими была оснащена морская авиация многих государств.

ВАРИАНТЫ
XA4D-1: обозначение опытного образца с турбореактивным двигателем Райт J65-W-2 тягой 3266 кг (7200 фунтов). YA4D-1: обозначение 12 предсерийных самолетов с турбореактивным двигателем J65-W-4 или J65-W-4В тягой 3439 кг (7700 фунтов) и вооружением, состоящим из двух 20-мм пушек и до 2268 кг (5000 фунтов) боевых средств под фюзеляжем и на двух подкрыльных подвесках. A4D-1: серийный самолет; построено 146 машин. A4D-2 : серийный вариант с усиленной задней частью фюзеляжа, оборудованием для дозаправки в воздухе и турбореактивным двигателем J65-W-16А тягой 3538 кг (7800 фунтов); построено 542 самолета. A4D-2N : серийный вариант с РЛС, автопилотом и рядом других усовершенствований; двигатели J65-W-16А, тяга позднее увеличена до 3856 кг (8500 фунтов), построено 638 самолетов. A4D-3: всепогодный вариант с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни (Pratt & Whitney); не построен. A4D-5: усовершенствованный серийный вариант с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J52-Р-6А тягой 3856 кг (8500 фунтов) и двумя дополнительными подкрыльными подвесками, позволявшими увеличить максимальную боевую нагрузку до 3719 кг (8200 фунтов); построено 494 самолета. A4D-6: предлагавшийся вариант с турбовентиляторным двигателем Пратт-Уитни TF30 тягой 5216 кг (11500 фунтов); не построен. TA-4E: обозначение двух опытных образцов двухместного учебно-тренировочного варианта с удлиненным на 0,76 м (2 фута 6 дюймов) фюзеляжем и уменьшенным запасом топлива. TA-4F: серийный вариант самолета ТА-4Е с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J52-Р-8А тягой 4218 кг (9300 фунтов); построено 240 машин. A-4F: заключительный серийный вариант штурмовика для ВМС США с двигателем J52-Р-8А и дополнительным электронным оборудованием в выпуклом обтекателе в задней части фюзеляжа; построено 146 самолетов. A-4G: вариант с двигателем J52-Р-8А; восемь самолетов построено. TA-4G: два двухместных учебно-тренировочных самолета аналогичны варианту ТА-4F. A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; с двигателем J52-Р-8А; оснащен тормозным парашютом; двумя пушками калибра 30 мм; построено 90 самолетов. TA-4H: двухместный учебно-тренировочный вариант А-4Н для Израиля; построено 10 самолетов. TA-4J: двухместный учебно-тренировочный вариант TA-4F, но с сокращенной номенклатурой тактических систем, 20-мм пушкой и с двигателем J52-Р-6 тягой 3856 кг (8500 фунтов); построен 291 самолет. A-4K: вариант А-4Е, для ВВС Новой Зеландии, но с тормозным парашютом; построено 10 самолетов. TA-4K: двухместный вариант А-4К для ВВС Новой Зеландии; построено 4 самолета. A-4KU: серийный вариант А-4М для Кувейта; построено 30 самолетов. TA-4KU: двухместный учебно-тренировочный вариант A-4KU для Кувейта; построено 6 самолетов. A-4L: обозначение варианта А-4С с двигателями J65-W-16С. A-4M: серийный вариант для морской пехоты США; оснащен тормозным парашютом и более мощным двигателем J65-Р-408А; построено 162 самолета. A-4N: серийный вариант А-4М для ВВС Израиля; с более совершенным электронным оборудованием и системами, с 30-мм пушкой; построено 117 самолетов. A-4P: обозначение самолетов А-4В, переделанных для ВВС Аргентины. A-4PTM: обозначение 40 самолетов А-4С и А-4L, переделанных в США для Малайзии; с новым радиооборудованием, стрелковыми прицелами Ферранти, бомбовыми прицелами с сопровождением по угловой скорости визирования цели компании Хьюз, системой отсчета углов тангажа, крена и курса компании Лир Зиглер (Lear Siegler) и c тормозным парашютом; ракетная мощь увеличена за счет возможности размещения ракет Сайдуиндер и Маверик на дополнительных пилонах под крылом. A-4Q: обозначение самолетов А-4В, переделанных для морской авиации Аргентины. A-4S: обозначение самолетов А-4В, модернизированных для ВВС республики Сингапур. TA-4S: двухместный учебно-тренировочный вариант A-4S для ВВС республики Сингапур.

Тип: одноместный палубный штурмовик- бомбардировщик.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель Пратт-Уитни J52-P-408A тягой 5080 кг (11200 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 1078 км/час (670 миль/час); тактический радиус действия с бомбовой нагрузкой 1814 кг (4000 фунтов) 547 км (340 миль).

Веса: пустого - 4747 кг (10465 фунтов); максимальный взлетный 11113 кг (24500 фунтов).

Размеры: размах крыла 8,38 м (27 футов 6 дюймов), длина самолета 12,29 м (40 футов 3,75 дюйма); высота 4,57 м (15 футов); площадь крыла 24,15 кв. м (260 кв. футов).

Вооружение: две 20-мм пушки; до 4153 кг (9155 фунтов) боевых средств на пяти внешних подвесках.

 


Copyright © Fedoroff Corp.