|
|
|
Когда в октябре 1979г. производство самолетов Макдоннелл F-4 Фантом II было прекращено, было уже построено 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для Военно-морских сил и морской пехоты США и 1196 - для зарубежных потребителей. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания Мицубиси (Mitsubishi) построила по лицензии еще 127 самолетов. Общее число произведенных самолетов Фантом II составило, таким образом, 5195. Конкурировать с этой цифрой могут только истребители МиГ-21. История самолета Фантом II началась 26 годами раньше, когда в сентябре 1953г. компания начала работу над всепогодным двухдвигательным истребителем. В июле 1955г. был заключен контракт на создание двух опытных образцов XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов; им было присвоено наименование Фантом II (ранее уже был Макдоннелл Фантом). Совершив первый полет 27 мая 1958г., Фантом II скоро показал, что он может выполнять полеты в 467-км (290 миль) радиусе действия с нахождением в воздухе до двух часов; и, кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель в диапазоне действия собственной радиолокационной станции. ВМС США сделали заказ первоначального серийного варианта F4H-1, который в сентябре 1962г. был переименован в F-4A. Самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира. Самолеты F-4 в свое время устанавливали абсолютные мировые рекорды: рекорд высоты полета - 30040 м (98556 футов) 6 декабря 1959г. и рекорд скорости 2585,43 км/час (1606,51 миль/час) 22 ноября 1961г. Учитывая другие заслуги самолетов Фантом и мировой рекорд скорости на малой высоте - 1452 км/час (902 миль/час), державшийся 16 лет, можно сказать, что Фантом является одним из лучших в мире военных самолетов.
ВАРИАНТЫ XF4H-1: два опытных истребителя с турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) J79-GE-3A с форсажной камерой тягой по 6713 кг (14800 фунтов). F-4A (первоначально F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением, состоящим из четырех управляемых ракет Спарроу (Sparrow); с форсажными двигателями J79-GE-2/-2A тягой по 7326 кг (16150 фунтов), буква F в обозначении самолета (-1F) означала, что на самолете использовался нештатный двигатель; построено 45 аппаратов. F-4В (первоначально F4H-1): серийный вариант, аналогичный позднему варианту F-4A, с тем отличием, что на нем использовался форсажный турбореактивный двигатель J79-GE-8 тягой 7711 кг (17000 фунтов); оснащенный как ударный истребитель, самолет F-4B имел радар управления огнем APQ-72 и мог нести базовые ракеты Спарроу плюс четыре управляемые ракеты Сайдуиндер (Sidewinder) AIM-9 класса "воздух-земля" или до 7257 кг (16000 фунтов) различного оружия; построено 649 самолетов. EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования для обучения методам радиоэлектронной борьбы. NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний. QF-4B: обозначение самолетов F-4B, преобразованных в беспилотные сверхзвуковые мишени. RF-4B: серийный вариант невооруженного самолета дневной и ночной разведки, в основном аналогичный варианту F-4В, но с удлиненной носовой частью; стандартное авиационное электронное оборудование F-4В заменено фотокамерами, а также радарами и инфракрасными датчиками; построено 46 самолетов для морской пехоты США. F-4C (первоначально F-110A): вариант истребителя-штурмовика для ВВС США, аналогичный F-4В, но с двойным управлением, c форсажными двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг (17000 фунтов) и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 машин. ЕF-4C: новое обозначение ряда самолетов F-4C после их превращения в конфигурацию Уайлд Уизел (Wild Weasel) для радиоэлектронной борьбы. YRF-4C (первоначально YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их преобразования в опытные самолеты для тактической разведки. RF-4C: серийный вариант самолета тактической разведки ВВС США; в основе - конструкция самолета F-4C в конфигурации RF-4B; построено 499 самолетов. F-4D: серийный вариант Военно-воздушных сил США, аналогичный F-4C, но с бортовым оборудованием, приспособленным к задачам ВВС; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж. EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, преобразованных в конфигурацию Уайлд Уизел. YF-4E: новое обозначение первого самолета YRF-4C после его преобразования для использования в качестве опытного образца для варианта F-4E. F-4E: основной серийный вариант, оснащенный более мощными турбореактивными двигателями J79-GE-17, c увеличенным запасом топлива, измененной конструкцией носовой части, радаром APQ-120 с меньшими габаритами, с предкрылками для улучшения маневренности и с 20-мм многоствольной пушкой; построено 1405 самолетов. F-4E(J): вариант самолета F-4E, 13 самолетов было построено компанией Макдоннелл Дуглас Корпорейшн, еще 126 самолетов построено по лицензии компаниями Мицубиси и Кавасаки (Kawasaki), последний самолет был поставлен в мае 1981г. RF-4E: экспортный вариант F-4E для тактической разведки; построено 130 самолетов. RF-4E(J): невооруженный вариант разведчика F-4EJ для японских воздушных сил самообороны; построено 14 самолетов, преобразованных в вариант RF-4EJ Kai стандарт (см F-4EJ), впоследствии еще 17 самолетов F-4EJ были преобразованы в самолеты RF-4EJ Kai. F-4F: 175 самолетов, варианты F-4E для ВВС Западной Германии, 110 самолетов модернизированы корпорацией Мессершмитт-Бёльков-Блом (МВВ), первые два самолета поднялись в воздух после модификации в 1991г. F-4G:12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям; впоследствии вновь вернулись к конфигурации F-4B. F-4G: применялось как новое обозначение для самолетов F-4E, преобразованных в конфигурацию Уайлд Уизел. YF-4J: обозначение трех самолетов F-4B после их преобразования в опытные образцы истребителей, предлагавшихся для Военно-морских сил США. F-4J: серийный истребитель для Военно-морских сил США с форсажными турбореактивными двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг (17900 фунтов), увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик и включавшим автоматическую систему посадки на авианосец; построено 12 самолетов. F-4K: модифицированный вариант F-4J для Королевских английских Военно-морских сил, оснащенный турбовинтовыми двигателями Роллс-Ройс Спей (Rolls-Royce Spey) RB.168-25R Mk 202/203 с форсажной камерой, тягой по 9305 кг (20515 фунтов); за двумя опытными образцами YF-4K последовало 50 серийных самолетов; в Королевских английских ВМС обозначались как Фантом FG.Mk 1. F-4M: вариант F-4K, применявшийся в Королевских ВВС Великобритании; два опытных образца YF-4M и 116 серийных самолетов; обозначались как Фантом FGR.Mk 2 штурмовики/самолеты тактической разведки. F-4N: обозначение 228 самолетов F-4B ВМС США после оснащения их современным бортовым электронным оборудованием и усиления конструкции, некоторые аппараты впоследствии были преобразованы в беспилотные машины QF-4N. F-4S: обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и постановки предкрылков. |
|
|
|
Тип: двухместный многоцелевой ударный истребитель.
Силовая установка: два турбореактивных форсажных двигателя Дженерал Электрик (General Electric) J79-GE-17 тягой по 8119 кг (17900 фунтов).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 12190 м (40000 футов) 2390 км/час (1485 миль/час), или 2,25 М; практический потолок 18975 м (62250 футов); боевой радиус действия 958 км (595 миль).
Веса: пустого - 13397 кг (29535 фунтов); максимальный взлетный 27964 кг (61651 фунт).
Размеры: размах крыла 11,71 м (38 футов 5 дюймов); длина самолета 19,20 м (63 фута); высота 5,03 м (16 футов 6 дюймов); площадь крыла 49,24 кв. м (530 кв. футов).
Вооружение: одна 20-мм пушка М61А1 с вращающимися стволами и четыре ракеты AIM-7 Спарроу ("воздух-земля"), наполовину утопленные в нижней части фюзеляжа, или до 1370 кг (3020 фунтов) вооружения на центральном пилоне и до 5888 кг (12980 фунтов) оружия, расположенного под крылом.
|
|