|
|
|
Компания Нордун Эйркрафт Лтд (Noorduyn Aircraft Ltd) была основана в Канаде в 1935г. и занимала бывший завод Кёртисс-Рейд около Монреаля. В 1934г., еще до образования компании, началась работа по проектированию многоцелевого среднего транспортного самолета, приспособленного для работы в суровых климатических условиях канадской зимы. На нем должно было устанавливаться поплавковое, лыжное или колесное шасси, что позволяло бы использовать его повсеместно. Названный Нордун Норсман I, опытный самолет совершил свой первый полет 14 ноября 1935г. Он представлял собой подкосный высокоплан, имел неубирающееся шасси с хвостовым колесом и был оснащен канадским звездообразным двигателем Райт (Wright) R-975-E3 мощностью 313 кВт (420 л.с.). Двухместная закрытая пилотская кабина с подогревом и с рядным расположением кресел располагалась перед центропланом крыла, а позади и под ним находилась кабина для восьми пассажиров. Первоначальным серийным вариантом стал самолет Норсман II с незначительными изменениями по сравнению с опытным образцом, но вскоре выяснилось, что двигатель Райт обладает недостаточной мощностью, что привело к появлению вариантов Норсман III с двигателем Пратт-Уитни Восп (Pratt & Whitney Wasp) SC мощностью 336 кВт (450 л.с.) (построено только три самолета) и Норсман IV с двигателем Пратт-Уитни S3H1 мощностью 410 кВт (550 л.с.) или R-1340-AN-1 Восп. Такая же силовая установка использовалась на самолетах Норсман V и Норсман VI. В начале 1946г. компания Канадиан Кар энд Фаундри (Canadian Car & Foundry (CCF)) приобрела права на производство и продажу самолетов Норсман. Затем она разработала единственный опытный самолет Норсман VII c крылом и хвостовым оперением цельнометаллической конструкции и удлиненной кабиной. Но, хотя этот самолет и поднялся в воздух в 1951г., серийных образцов построено не было. В мае 1953г. компания CCF продала все права на самолет Норсман специально созданной компании Нордун Норсман Эйркрафт Лтд (Noorduyn Norseman Aircraft Ltd), которая с тех пор продолжает обеспечивать производственную поддержку 50 самолетам, которые все еще находятся в эксплуатации. Общее производство компаний Нордун и CCF насчитывает около 900 самолетов. Поставки в ВВС Канады начались в 1938г. четырьмя машинами Норсман IV, которые использовались в качестве нерадиофицированных тренировочных самолетов под обозначением Норсман Mk IVW. После начала войны были осуществлены дополнительные поставки. Основным покупателем были ВВС США, которые после испытаний единственного самолета Норсман IV приобрели его и шесть других экземпляров под обозначением YC-64. Последующие контракты на самолеты Норсман V достигли 749 машин, обозначенных сначала С-64А, а позднее UC-64A. Три экземпляра из этого количества были переданы ВМС США, которые обозначили их как JA-1, а под обозначением UC-64B шесть самолетов с двумя поплавками использовались в армии. Другими военными пользователями cамолетов Норсман были ВВС Австралии, Бразилии, Гондураса, Индонезии, Голландской Восточной Индии, Норвегии и Швеции. |
|
|
|
Тип: транспортный самолет общего назначения.
Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель Пратт-Уитни R-1340-AN-1 Восп мощностью 410 кВт (550 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 249 км/час (155 миль/час), практический потолок 5180 м (17000 футов), дальность полета 1851 км (1150 миль).
Веса: пустого - 2123 кг (4680 фунтов, максимальный взлетный 3357 кг (7400 фунтов).
Размеры: размах крыла 15,7 м (51 фут 6 дюймов), длина 9,75 м (32 фута), высота 3,12 м (10 футов 3 дюйма), площадь крыла 30,19 кв. м (325 кв. футов).
Вооружение:
|
|