Northrop F-5 family (Самолеты семейства Нортроп F-5)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В середине 50-х гг. компания Нортроп начала на собственные средства проектирование легкого истребителя Нортроп N-156. Сначала это привело к созданию тренировочного варианта Т-38 Талон (Talon) для Военно-воздушных сил США, а затем опытного одноместного истребителя N-156F. Он имел легкий планер, современные аэродинамические особенности, был оснащен двумя небольшими турбореактивными двигателями и поднялся в воздух 30 июля 1959г. Заказанный в производство под обозначением Нортроп F-5A Фридом Файтер (Northrop F-5A Freedom Fighter), он поступил в эксплуатацию после двухместного тренировочного варианта F-5B. Пока производство самолетов Нортроп F-5A/B продолжалось, компания использовала планер модели F-5А для создания опытного образца усовершенствованного варианта, оснащенного двумя турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) J85-GE-21, развивавшими тягу на 23 процента больше, чем у варианта F-5A. Самолеты F-5А прошли проверку во Вьетнаме. 20 ноября 1970г. новый самолет был выбран для производства как удовлетворяющий техническому заданию на Международный Истребитель (International Fighter Aircraft). После завершения его под обозначением F-5E (позднее он получил название Тигр (Tiger) II) было сделано несколько изменений по улучшению маневренности и взлетно-посадочных характеристик для использования с коротких ВПП, увеличению запаса топлива и объединению системы управления огнем (хотя и без радара). Первый серийный F-5E совершил полет 11 августа 1972г. Был также разработан вариант F-5F, который являлся учебным двухместным вариантом модели F-5E с удлиненным фюзеляжем. Он сохранил объединенную систему управления огнем, поэтому мог применяться и как тренировочный, и как боевой. Кроме того, компания Нортроп на собственные средства разработала усовершенствованный вариант модели F-5, оснащенный одним турбовентиляторным двигателем F404 и имевший другие изменения. Обозначенный первоначально как F-5G, он позднее получил название F-20A Тайгершарк (Tigershark). Когда в 1987г. производство самолетов F-5 Фридом Файтер закончилось, общая программа выпуска составила 2622 самолета, которые были построены в Канаде компанией Канадэйр (Canadair), в Испании - компанией CASA и в США - компанией Нортроп. Остальные машины были собраны в Нидерландах и Южной Корее. Различные варианты этого истребителя находились на вооружении ВВС более тридцати стран. Большое количество самолетов F-5 все еще находится в эксплуатации. Некоторые компании предлагают программы по их модернизации, и наиболее удачливой здесь является канадская компания Бристоль Аэроспэйс Лтд (Bristol Aerospace Ltd). В 1987г. она получила контракт на модернизацию и увеличение срока службы 56 самолетов CF-5A/D для ВВС Канады с целью их дальнейшего использования в качестве учебно-боевых самолетов. С планером, ресурс которого был увеличен еще на 4000 часов, с современным авиационным электронным оборудованием, с аэродинамическими усовершенствованиями и улучшенными летными характеристиками, отремонтированные компанией Бристоль самолеты F-5А/В получили обозначение F5-2000, которое отражало, что срок их службы продлен до 2000 года. Компании Фоккер и IAI из Израиля в настоящее время также проводят модернизацию самолетов F-5.

ВАРИАНТЫ
CF-5A/CF-5D: построенные в Канаде варианты самолетов F-5A/F-5B, но с двигателями компании Оренда (Orenda) J85-CAN-15 тягой 1950 кг (4300 фунтов)). NF-5A/NF-5B: одноместный и двухместный варианты, построенные в Канаде для Нидерландов. RF-5A: разведывательный вариант самолета F-5A c четырьмя фотокамерами в носовой части фюзеляжа. RF-5E Тайгерай (Tigereye): разведывательный вариант самолета F-5E с модифицированной передней частью фюзеляжа для установки различного разведывательного оборудования. SR-5A/SR-5B: одноместный и двухместный варианты, построенные компанией CASA для ВВС Испании. SRF-5A: вариант самолета RF-5A, построенный компанией CASA для ВВС Испании.

Тип: тактический истребитель.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя Дженерал Электрик (General Electric) J85-GE-21 тягой 2268 кг (5000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 10975 м (36000 футов) 1,64 М, или 1743 км/час (1083 миль/час); практический потолок 15790 м (51800 футов); максимальная дальность полета со сбрасывающимися топливными баками 2483 км (1543 мили).

Веса: пустого - 4410 кг (9723 фунта); максимальный взлетный 11214 кг (24722 фунта).

Размеры: размах крыла 8,13 м (26 футов 8 дюймов); длина 14,45 м (47 футов 4,75 дюйма); высота 4,06 м (13 футов 4 дюйма); площадь крыла 17,28 кв. м (186 кв. футов).

Вооружение: две пушки М-39 калибра 20 мм в носовой части фюзеляжа и две ракеты AIM-9 Сайдуиндер (Sidewinder) на пусковых установках, расположенных на концах крыла; до 3175 кг (7000 фунтов) смешанной нагрузки.

 


Copyright © Fedoroff Corp.