Pander aircraft (Самолеты Пандер)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Хэнк Пандер приобрел в августе 1924г. бывший авиационный завод Холленд с одним самолетом - монопланом Холленд Н-2. Это отделение голландской авиапромышленности было основано Джупом Карли в 1917г. Последней конструкцией Карли был созданный в 1922г. одноместный моноплан Карли С-12 с двигателем Анзани (Anzani) мощностью 15 кВт (20 л.с.). Самолет был построен в единственном экземпляре. После того, как Карли основал новую компанию Холленд близ Гааги, машина была усовершенствована. Такой вариант был известен под обозначением Холленд Н-2 (самолет Н-1 был бипланом) и имел двигатель Анзани мощностью 19 кВт (25 л.с.). Новая компания Нидерландз Фабрик ван Флигтеген Х. Пандер & Зн (Nederlandse Fabriek van Vliegtuigen H. Pander & Zn) модифицировала вариант Н-2 в модель Пандер D с двигателем Анзани мощностью 19 кВт (25 л.с.) (первый полет 16 ноября 1924г.). Всего выпущено 11 экземпляров: девять варианта Пандер D, один DB и один DF.1. Два самолета D были поставлены в июле 1925г. в ВМС Нидерландов, два самолета в ноябре 1925г. - в ВВС Голландской Ист-Индии, один - частному владельцу в Ист-Индии, один - в Испанию и один был поставлен во Францию, где на него установили двигатель Анзани мощностью 34 кВт (45 л.с.). Остальные самолеты Пандер D остались в регистре Голландии, как и единственный экземпляр самолета Пандер DB с двигателем Бристоль Черуб (Bristol Cherub) и самолет DF.1 с двигателем А.В.С. Скорпион (Scorpion) мощностью 30 кВт (40 л.с.). Следующая конструкция Пандер Е оказалась самой удачной (построено 17 двухместных полуторапланов с разными двигателями). Опытный самолет совершил свой первый полет в Ваалхавене 18 февраля 1926г., но в августе того же года в Дортмунде он разбился. Данный тип самолета был одобрен NLS (Голландской национальной летной школой), которая получила девять самолетов; аэроклуб Роттердама купил три самолета. Первые шесть машин Пандер Е имели деревянную силовую конструкцию фюзеляжа, но с седьмой каркас фюзеляжа стал изготавливаться из стальной трубы. Вариантами были: самолет ЕС с двигателем Вальтер (Walter) IV мощностью 45 кВт (60 л.с.), EF с двигателем Вальтер Вега (Walter Vegа) мощностью 63 кВт (85л.с.), EG с двигателем Де Хэвилленд Джипси (de Havilland Gipsy) I мощностью 75 кВт (100 л.с.) и по одному экземпляру ЕН с двигателем Де Хэвилленд Джипси III мощностью 89 кВт (120 л.с.) и ЕК. Вариант ЕК был переделан из самолета ЕС и был последним в серии, пройдя регистрацию в марте 1933г. Оставшиеся самолеты были уничтожены в мае 1940г. В 1929г. Пандер построил два двухместных высокоплана Р-1 и Р-2 с двигателем Де Хэвилленд Джипси I мощностью 75 кВт (100 л.с.), но серийного производства не последовало. Три года спустя Пандер разработал высокоплан P-3: двухместный самолет с открытой кабиной и двигателем Де Хэвилленд Джипси III мощностью 89 кВт (120 л.с.). Позднее на него была установлена закрытая кабина. Самолет разбился в мае 1933г. Сразу после Р-3 на сборочной линии оказались три экземпляра немного увеличенного трехместного высокоплана с закрытой кабиной Мультипро (Multipro) с двигателем Побджой (Pobjoy) мощностью 63 кВт (80 л.с.), совершившего первый полет в сентябре 1932г. Последним и самым известным проектом Пандера стал самолет S-4 Постъягер (Postjager) - скоростной специализированный почтовый самолет. Оснащенный тремя звездообразными двигателями Райт Уорлуинд (Wright Whirlwind) мощностью 313 кВт (420 л.с.), он поднялся в воздух 6 октября 1933г., а в декабре 1933г. совершил почтовый полет в Батавию. Приняв участие в авиагонке из Лондона в Мельбурн, он сгорел 26 октября 1934г. Этот самолет стоил Пандеру таких денег, что в 1934г. завод вынужден был закрыться, но компания Роял Компани Де Шельде (Royal Company De Schelde) пригласила к себе несколько сотрудников и конструктора Слота. Эта компания построила несколько небольших самолетов и в мае 1954г. стала частью компании Фоккер (Fokker).

Тип:

Силовая установка:

Летные данные:

Веса:

Размеры:

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.