|
|
|
Альберт Л. "Берт" Рутан снискал известность в конце 1960-х гг. своими смелыми конструкциями: Рутан ВариВижен (Rutan VariViggen), ВариЭз (VariEze) и ЛонгЭЗ (LongEZ). Эти разработки имели передовые легкие конструкции с толкающим винтом. В 1974г. Рутан основал компанию Рутан Эйркрафт Фэктори (Rutan Aircraft Factory (RAF) в Мояве (Калифорния). Вариант Модель 40 Дефиант (Model 40 Defiant) был первым самолетом, сошедшим с новой сборочной линии, и являлся по существу увеличенной и усовершенствованной моделью ВариЭз с четырехместной кабиной и двигателем Авко Лайкомин (Avco Lycoming) мощностью 119 кВт (160 л.с.). Опытный самолет совершил полет 30 июня 1978г. Планировалось выпускать этот тип самолета как Модель 74 Дефиант с двигателями мощностью 134 кВт (180 л.с.) и пятиместным салоном. Однако самолет Дефиант продавался только в чертежах (было продано около 200 комплектов). К началу 1980-х гг. компания RAF работала над несколькими проектами. Самолет Модель 59 Предатор (Model 59 Predator) имел уникальную аэродинамическую компоновку. Низкорасположенное свободнонесущее крыло с прямой стреловидностью было соединено с перевернутым V-образным хвостовым оперением, имевшим обратную стреловидность. Опытный самолет Модель 480 Предатор был построен компанией Эдвансд Текнолоджи Эйркрафт (Advanced Technology Aircraft Company). Он являлся низкопланом, в конструкции которого широко применялись композиционные материалы, и был оснащен восьмиплоскостным двигателем Авко Лайкомин IO-720-B1BD мощностью 294,5 кВт (395 л.с.). Основное крыло имело ярко выраженные запилы, а на его концах были установлены "крылышки". В верхней части переднего отсека фюзеляжа были установлены дополнительные рулевые поверхности. Рутан спроектировал одноместный мотопланер Модель 77-6 Солитер (Model 77-6 Solitaire), который был продан в чертежах. Затем он занялся четырехместным самолетом Модель 72 Гризли (Model 72 Grizzly), который совершил свой первый полет 14 января 1982г. Он предназначался для проверки концепции тандемного крыла для самолета с укороченным взлетом и посадкой. После перехода в компанию Бичкрафт (Beechcraft) Берт Рутан серьезно занялся самолетом Модель 2000 Старшип (Model 2000 Starship). Этот самолет схемы "утка" с толкающим винтом имел все отличительные признаки его конструкций, но по размерам был гораздо крупнее, чем все его предшественники. Он был разработан как восьми-одиннадцатиместный административный самолет. Первый самолет Старшип совершил полет 15 февраля 1986г. Рутан проектировал и другие самолеты для научно-исследовательского отдела компании Бичкрафт, включая самолет, похожий на уменьшенный Старшип, и пятиместный легкий самолет с поршневым двигателем Модель 81, сделанный полностью из композиционных материалов, который снова имел любимую Рутаном компоновку с тремя несущими поверхностями (переднее "крыло", основное крыло и несущие поверхности хвостового оперения). Самолет Модель 81 появился на свет под обозначением Рутан Модель 81 Кэтберд (Rutan Model 81 Catbird). Единственный опытный экземпляр победил в 1988г. в гонке Калифорния CAFE 400 - в соревновании, которое оценивало общую эффективность планера и летные качества с точки зрения расхода топлива, скорости и полезной нагрузки. После этого началась работа над самолетом Скейлд Композитс Модель 133-3, 62 POC Эдвансд Текнолоджи Тактикал Транспорт (Scaled Composites Model 133-3, 62 POC Advanced Technology Tactical Tran-sport), или АТ3. Этот самолет был задуман как военный транспорт малой дальности вместимостью до 14 десантников. Опытный самолет уменьшенного размера (62 процента проектной величины) совершил свой первый полет 29 декабря 1987г. Прекрасные характеристики укороченного взлета и посадки были обусловлены его аэродинамической компоновкой. Он имел три несущие поверхности: два тандемно расположенных крыла, соединенных длинными гондолами двигателей (заднее основное крыло имело большое удлинение); Т-образное оперение. Самолет был оборудован двумя турбовинтовыми двигателями Пратт-Уитни Канада (Pratt & Whitney Canada) PT6A-135A мощностью 559 кВт (750 л.с.) и убирающимся трехопорным шасси. В 1988г. на него был установлен задний погрузочный трап, после чего были возобновлены летные испытания с хвостовым оперением, похожим на оперение самолета Грумман (Grumman) OV-10. Одновременно обретал свои черты новый гражданский самолет - Рутан Модель 143 Триумф (Rutan Model 143 Triumph). Он совершил свой первый полет 12 июля 1988г. с двумя турбовентиляторными двигателями Вильямс (Williams) FJ44. Самолет был похож на маленькую реактивную модель Старшип и предназначался для перевозки восьми пассажиров с крейсерской скоростью 741 км/час (460 миль/час). К 1990г. самолет Триумф налетал 110 часов. Компания SCI также занималась проектированием самолета Понд Рэйсер (Pond Racer) для Роберта Дж. Понда, который хотел использовать его в авиационной гонке для любых классов самолетов, проводившейся в г. Рено, США, и побить все существовавшие рекорды скорости для самолетов с поршневыми двигателями. Напоминавший модель Локхид (Lockheed) P-38, самолет Понд Рэйсер имел балочную схему и оснащался двумя V-образными 6-цилиндровыми автомобильными двигателями Электромотив/Ниссан (Electromotive/Nissan) VG-30 мощностью 746 кВт (1000 л.с.) с жидкостным смешанным охлаждением и с турбонагнетателем. В 1981г. армия США попросила начать проект недорогого боевого штурмовика, которым и занялся Рутан. Его мысли по этому вопросу привели к появлению самолета Модель 151 ARES (Armed Response Effective Support - Вооруженная Реакция Эффективной Поддержки), проектирование которого началось в 1985г. Опытный образец совершил свой первый полет 19 февраля 1990г. Оснащенный одним турбореактивным двигателем Пратт-Уитни JT15D-5 тягой 13,12 кН (2950 фунтов), самолет показал максимальную скорость 750 км/час (466 миль/час). Он вооружен встроенной пушкой GAU-12/U калибра 25 мм, установленной по правому борту. Воздухозаборник двигателя располагался только на левой стороне фюзеляжа, чтобы избежать проблемы с поглощением пороховых газов пушки. Сама пушка была установлена выше крыла, и поэтому передний отсек фюзеляжа имел вогнутый желоб вдоль обшивки. Самолет может производиться с различными компоновками кабины экипажа и разнообразным вооружением; цена продажи этого самолета приблизительно равна 1 миллиону долларов. Стоит отметить также самолет Рутан Вояджер (Rutan Voyager). В 7 часов 59 минут утра 14 декабря 1986г. пилотируемый Д. Рутаном и Ж. Ягер "тримаран" Вояджер поднялся в воздух с базы ВВС США Эдвардс, чтобы начать эпохальный кругосветный полет, продолжавшийся девять дней три минуты и 44 секунды. Самолет длиной 33,44 м (110 футов), построенный из графита Magnamite и сотообразной бумаги Hexcel, пролетел без дозаправки более 46000 км (24986 миль) и возвратился на базу Эдвардс 23 декабря в 8 часов 5 минут. |
|
|
|
Тип:
Силовая установка:
Летные данные:
Веса:
Размеры:
Вооружение:
|
|