SEPECAT Jaguar (СЕПЕКАТ Ягуар)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В ответ на совместное техническое задание ВВС Франции и Великобритании на двухместный боевой тренировочный самолет/самолет тактической поддержки было предложено несколько британских и французских проектов. Для разработки в мае 1965г. был выбран проект Бреге (Breguet) Br.121. Год спустя была сформирована компания Societe Europeenne de Production de l'avion ECAT (SEPECAT) для проектирования и производства сверхзвукового ударного истребителя - тренировочного самолета SEPECAT Ягуар. Аббревиатура ЕСАТ в названии обозначает Ecole de Combat et d'Appui Tactique, что являлось изначальным требованием Франции. Самолет Ягуар является свободнонесущим высокопланом, имеет стреловидное (40о) крыло, стреловидное хвостовое оперение, убирающееся трехопорное шасси с носовым колесом и силовую установку, состоящую из двух турбовентиляторных двигателей Ролл-Ройс (Rolls-Royce)/Турбомека Адур (Turbomeca Adour); первоначально устанавливались двигатели Адур Mk 102 тягой на форсаже 32,5 кН (7305 фунтов); но на самолете Ягуар S (GR.Mk 1) ВВС Великобритании они были заменены на более мощные Адур Mk 104. Самолет Ягуар был построен в четырех вариантах для ВВС Великобритании и Франции, а серийный экспортный самолет был обозначен как Ягуар Интернэшнл (Jaguar International). Первоначальные варианты включали в себя французский одноместный самолет тактической поддержки Ягуар (Jaguar) А (построено 160 машин), который совершил свой первый полет 23 марта 1969г., и двухместный тренировочный самолет Ягуар Е (построено 40 машин), совершивший свой первый полет 8 сентября 1968г. Британскими аналогами являются одноместный самолет тактической поддержки Ягуар GR.Mk 1, совершивший свой первый полет 12 октября 1969г. (построено 165 машин), и двухместный боевой тренировочный самолет Ягуар Т.Mk 2 (построено 38 машин), совершивший свой первый полет 30 августа 1971г. Способность развивать скорость 1,6 М и современное авиационное электронное оборудование, возможность безопасно функционировать на малой высоте делают Ягуар очень хорошим самолетом ближней поддержки. Одноместные варианты Ягуара имеют максимальную боевую нагрузку на внешних подвесках массой до 4536 кг (10000 фунтов), состоящую из ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-земля"; кассетных авиабомб, авиабомб свободного и замедленного падения (включая ядерную бомбу WE177); неуправляемые ракеты "воздух-земля"; контейнеры с разведывательным оборудованием и дополнительные топливные баки. Вариант Ягуар Интернэшнл, предназначенный для внешнего рынка, совершил свой первый полет 19 августа 1976г. Первые заказы были получены из Омана (12 машин) и Эквадора (12). Они были оснащены для улучшения летных характеристик в условиях высокогорья и высоких температур более мощными турбовентиляторными двигателями Адур Mk 804 тягой на форсаже 16,23 кН (8040 фунтов). Последующие заказы включали в себя дополнительные 12 самолетов для Омана, которые были оснащены двигателями Адур Mk 811 тягой на форсаже 37,38 кН (8400 фунтов), а в 1979г. было подписано соглашение с Индией, касавшееся производства компанией SEPECAT 40 самолетов с двигателями Адур Mk 804, после которых должны были последовать комплектующие для сборки в Индии компанией Индустан Аэронотикс (Hindustan Aeronautics) еще 45 самолетов. Индийский экземпляр совершил свой первый полет 31 марта 1982г. Самолет Ягуар в индийских ВВС известен под обозначением Шамшер (Shamsher) (которое ошибочно переводится как "меч правосудия". Последним покупателем была Нигерия (18 самолетов). Единственный исследовательский самолет с электроприводным дистанционным управлением (fly-by-wire) Ягуар АСТ (Active Control Technology - Технология Активного Управления) был предоставлен компании Вае Министерством обороны для серии испытаний по устойчивости полета. С декабря 1983г. 75 самолетов Ягуар ВВС Великобритании были модернизированы в стандарт самолетов GR.Mk 1A благодаря усовершенствованному авиационному электронному оборудованию FIN 1064 фирмы Феррант (Ferrant). Оно включает в себя новую коллиматорную индикацию, инерциальную навигационную систему, радарный высотомер и дисплей с перемещаемой картой местности. Новое оборудование как легче, так и компактнее. Такие же модификации были сделаны на 14 самолетах Т.Mk 2, что привело к появлению варианта T.Mk 2A. Модификации периода войны в Персидском заливе включали в себя постоянную установку под гондолами двигателей световых ракет AN/ALE-40, усовершенствованную систему опознавания "свой-чужой" и приемник системы оповещения о радиолокационном облучении; более широко стали использоваться контейнеры для подавления радиосигналов противника (ЕСМ). Многие самолеты Ягуар сохранили свои надкрыльные рельсовые направляющие для ракет Сайдуиндер.

Тип: одноместный самолет тактической поддержки.

Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Роллс-Ройс Турбомека Адур (Rolls-Royce Turbomeca Adour) Mk 104 тягой на форсаже 35,78 кН (8040 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 11000 м (36090 футов) 1,6 М, или 1699 км/час (1056 миль/час); радиус действия при подходе и отходе на большой высоте и атаке на малой (hi-lo-hi) с внешними запасами топлива 1408 км (875 миль).

Веса: пустого - 7000 кг (15432 фунта); максимальный взлетный 15700 кг (34612 фунтов).

Размеры: размах крыла 8,69 м (28 футов 6 дюймов); длина 16,83 м (55 футов 2,5 дюйма); высота 4,89 м (16 футов 0,5 дюйма); площадь крыла 24,18 кв. м (260,28 кв. фута).

Вооружение: две пушки ADEN калибра 30 мм плюс до 4536 кг (10000 фунтов) вооружения на пяти внешних подвесках; надкрыльные пилоны для ракет класса "воздух-воздух".

 


Copyright © Fedoroff Corp.