SOKO/CNIAR Orao and IAR-93 (COKO/CНИАР Орао и IAR-93)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Международная программа, известная как Джуром (Jurom), была начата в 1970г. в ответ на совместное техническое задание ВВС нейтральной Югославии и Румынии на одноместный штурмовик. Президент Румынии Николае Чаушеску был сторонником ослабления советского влияния за счет установления связей со странами, не входившими в Варшавский договор, и создания авиастроительной промышленности Румынии при таком сотрудничестве. Это привело к лицензионному производству летательного аппарата BAC Один-Одиннадцать (One-Eleven) и вертолетов Аэроспасьяль Алуэт (Aerospatiale Alouette) и Пума (Puma). Самолет был спроектирован совместно инженерами Технического института воздухоплавания Югославии и института авиамеханики и авиационных конструкций Румынии; производство было доверено компаниям SOKO и Национальному центру авиакосмической индустрии Румынии (Centrul National al Industriei Aeronautice Romane - CNIAR). Каждая компания построила по одному опытному самолету, которые поднялись в воздух одновременно в двух странах 31 октября 1974г. Они были оснащены турбореактивными бесфорсажными двигателями Вайпер (Viper) Mk 622-41R. За ними последовала пара опытных самолетов двухместного учебно-тренировочного варианта, совершивших полет вновь одновременно 29 января 1977г. Эти варианты имеют обозначение: J-22 Орао (Orao - орел) в Югославии и IAR-93 в Румынии. После полетов двухместных опытных самолетов обе компании начали строительство предсерийной партии из 15 машин, и первые экземпляры были подняты в воздух в 1978г. Серийное производство самолетов IAR-93 началось в 1979г., а самолетов J-22 - в 1980г. В Югославии недостаточная тяговооруженность этих машин привела к их использованию для разведывательных целей под обозначением IJ-22, небольшое количество машин было двухместными учебно-тренировочными вариантами NJ-22. В Румынии партия самолетов была обозначена IAR-93A, и некоторые из них также являлись двухместными учебно-тренировочными. Окончательный серийный самолет оснащался форсажным двигателем Вайпер Mk 633-41 и был обозначен J-22(M) или Орао 2 в Югославии и IAR-93B в Румынии. Опытный образец Орао 2 впервые поднялся в воздух 20 октября 1983г. и поступил в серийное производство в 1984г. Он имел наплывы на передней кромке корневой части крыла, увеличенную емкость внутренних топливных баков; были удалены надкрыльные, ближние к фюзеляжу, аэродинамические перегородки. Подкрыльные узлы подвески были усилены для переноски грузов массой до 500 кг (1102 фунта) на каждой, а узлы подвески на центральной части фюзеляжа приспособлены для груза массой 800 кг (1763 фунта). В завершение самолет получил новое авиационное электронное оборудование, включая индикацию на лобовом стекле Томпсон-CSF (Тhompson-CSF) VE-120T. Румынский аналог IAR-93B впервые полетел в 1985г. и отличался от самолета Орао 2 отсутствием подфюзеляжных килей и противофлаттерных грузов на стабилизаторе, наличием нового радиолокационного дальномера в носовой части и измененным положением антенны Допплера. Фонарь кабины открывался в сторону, а не вверх. Были созданы двухместные варианты обоих самолетов IAR-93B и J-22(M); югославские имели новое обозначение Орао 2B или NJ-22(M).

Тип: одноместный самолет непосредственной поддержки войск на поле боя, штурмовик.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя Турбомеканика (Turbomecanica) (двигатели Роллс-Ройс Вайпер Mk 633-47, построенные по лицензии) тягой на форсаже 2268 кг (5000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 1160 км/час (721 миль/час); практический потолок 12500 м (41010 футов); боевой радиус с четырьмя бомбами по 250 кг (551 фунт) и дополнительными топливными баками 530 км (329 миль).

Веса: снаряженного - 5900 кг (13007 фунтов); максимальный взлетный 10100 кг (22267 фунтов).

Размеры: размах крыла 9,62 м (31 фут 6,75 дюйма); длина 14,9 м (48 футов 10,75 дюйма); высота 4,45 м (14 футов 7,25 дюйма); площадь крыла 26 кв. м (279,87 кв. фута).

Вооружение: две пушки GSh-23L калибра 23 мм в передней нижней части фюзеляжа, плюс пять внешних узлов навески; общая максимальная полезная нагрузка 1500 кг (3307 фунтов); вооружение может включать бомбы, снаряды, пушечный контейнер, подвесную гондолу с разведывательным оборудованием, контейнер для ночных осветительных приборов и дополнительные топливные баки.

 


Copyright © Fedoroff Corp.