|
|
|
Самолет Сааб-37 создавался как биплан-тандем без горизонтального оперения. Эта конфигурация включала в себя большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное, тоже треугольное, небольшое переднее крыло с закрылками. Последнее совместно с мощным турбовентиляторным двигателем с реверсом тяги обеспечивало прекрасные характеристики укороченного взлета и посадки, так что самолет мог применяться с коротких взлетных полос и отрезков дороги длиной примерно 500 м. Самолет проектировался с возможностью захода на посадку "без огней" со скоростью снижения 5 м в секунду, что привело к созданию специального шасси, способного погасить такую большую вертикальную скорость снижения. После приземления реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали минимальный послепосадочный пробег. Пилот располагается в катапультируемом с нулевой высоты на нулевой скорости кресле в кондиционируемой, отапливаемой и герметичной кабине, защищенной ветровым стеклом от столкновения с птицами. Возможности этого самолета в значительной степени являются результатом использования последних образцов авиационного электронного оборудования, в том числе индикации на лобовом стекле, соединенной через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, применяемой при атаке, для собственной защиты имеется оборудование электронного противодействия (ECM) и предупреждающий радиолокатор; для навигации используются допплеровский радар и радиовысотомер; для всепогодной посадки имеется тактическая система посадки по приборам плюс система наведения при посадке по приборам. Первый из семи опытных самолетов совершил полет 8 февраля 1967г., первый одноместный самолет AJ 37 Вигген (Viggen - удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971г., а поставки начались с июня 1971г. Аббревиатура AJ (Attack-Jakt) означает штурмовик, истребитель-бомбардировщик. В 1971г. финансирование научно-исследовательских работ (R&D) было направлено на программу "S-37"; в результате чего появилась модель SF 37 Вигген (Spanning Foto - фоторазведка), которая предназначалась для замены самолетов S 35E Дракен (Draken) и оставшихся моделей Лансен (Lansen) в сухопутных операциях. Первый опытный самолет поднялся в воздух 21 мая 1973г. Вариант SF 37 снабжен семью камерами, размещенными в носовой части. Эти системы могут дополняться подвесными контейнерами. Вторым специализированным разведывательным вариантом стал самолет SH 37 Вигген (Spanning Havsover-vakning - морское наблюдение). Первый полет он совершил 10 декабря 1973г. Снабженный дальним наблюдательным и наступательным радиолокационным оборудованием Эрикссон (Ericsson) PS-371/A, оптимизированным для надводной эксплуатации, самолет SH 37 также имеет камеру RKA 40, записывающую показания радара для анализа. Дополнительное разведывательное оборудование размещается снаружи на высокорасположенных пилонах. Обычно устанавливается контейнер с ночным фотооборудованием с левого борта и контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP) с правого борта. Необходимость в двухместном тренировочном варианте привела к созданию самолета Sk 37 Вигген (Skоl, или school - школа), который необычен тем, что имеет отдельные кабины пилота и инструктора. Вариант Sk 37 имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части; он не имеет радара, для ориентации используются допплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Основанный на модели AJ, самолет Sk 37 имеет уменьшенный запас топлива из-за дополнительной кабины и часто используется с подвесными баками. Первые 27 самолетов были построены с ослабленными лонжеронами; в результате этот вариант завоевал плохую репутацию. Для замены самолетов J 35 Дракен по выполнению функций воздушной обороны был задуман самолет JA 37 Вигген (Jakt - истребитель). Первые контракты были получены в 1972г. Требовалось в общей сложности пять опытных экземпляров, первый из которых поднялся в воздух 4 июня 1974г. Фюзеляж был удлинен на 7 см (2,25 дюйма), а киль имел характерное очертание, как у самолета Sk 37. Другой очевидной внешней отличительной чертой является ножевая высокочастотная (VHF) антенна, расположенная позади руля направления. Была предпринята обширная программа испытаний для объединения нового двигателя Вольво-Флюгмотор (Volvo-Flygmotor) RM8B, многофункционального радара Эрикссон PS-46, ракетной системы за пределами видимости (BVR) и совершенно нового авиационного электронного оборудования и дисплеев. Сравнительно небольшой одноместный самолет JA 37 имеет феноменальную маневренность и приспособлен к жестким эксплуатационным требованиям. Его крыло было разгружено, чтобы выдерживать больший коэффициент перегрузки, и была увеличена полетная масса. Первый из 149 серийных самолетов JA 37 совершил полет 4 ноября 1977г., а поставки начались в 1980г. Последний самолет был передан ВВС Швеции 29 июня 1990г., завершив серийный выпуск 329 экземпляров Вигген. Были предприняты попытки экспорта, но все эти усилия закончились ничем, главным образом, из-за ограничений, навязанных компании Сааб национальным законодательством. Предложение финансирования замены самолетов в ВВС Швеции было также отклонено, и аппараты первого поколения будут списаны до того, как новые модели JAS 39 Грипен (Gripen) станут полностью боеспособными. Для заполнения образовавшейся ниши компания Сааб предпринимает обширную программу по модификации 115 самолетов AJ, SF и SH 37 в стандарт AJS 37. Она включает в себя установку новых цифровых баз данных, которые предоставляют каждому самолету действительно многоцелевые способности, радарной системы, отслеживающей рельеф местности, и совместимость с некоторыми типами вооружений, созданными для самолетов Сааб Грипен (например, система управления вооружением DWS 39).
ВАРИАНТЫ AJ 37: первоначальный серийный вариант, одноместный всепогодный штурмовик со способностью осуществления перехвата; имеет двигатель Флюгмотор RM8A тягой на форсаже 11789 кг (25990 фунтов) - сверхзвуковой турбовентиляторный двигатель с спроектированными в Швеции форсажной камерой и реверсом тяги. SF 37: одноместный всепогодный вооруженный самолет для фоторазведки; сходный с моделью AJ 37, но с модифицированной носовой частью, содержащей камеру для записи высоты, курса, положения и других данных, плюс семь фотокамер, инфракрасный сенсор, оборудование для электронного радиопротиводействия (ECM); имеет две ракеты Сайдуиндер (Sidewinder) для самообороны. SH 37: одноместный всепогодный вооруженный морской разведчик; сходен с моделью AJ 37; оборудован установленным в носовой части наблюдательным радаром, имеющим фотокамеру для записи показаний радара, и аппаратурой для радиопротиводействия (ECM); имел фотокамеру данных и вооружение, как на самолете SF 37. Sk 37: двухместный тренировочный самолет с расположенными тандемно кабинами, может использоваться в качестве штурмовика; сходен с самолетом AJ 37, за исключением отсутствия некоторых электронных приборов и топливного бака, расположенного в передней части фюзеляжа, что позволило установить заднюю кабину; имел более длинный киль. JA 37: последняя серийная модель; одноместный перехватчик со вспомогательным назначением штурмовика; имеет улучшенные летные характеристики в результате установки более мощного двигателя Флюгмотор RM8B, изменений в планере и авиационном электронном оборудовании. |
|
|
|
Тип: одноместный всепогодный перехватчик/ штурмовик.
Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Флюгмотор RM8В тягой на форсаже 12750 кг (28109 фунтов).
Летные данные: максимальная скорость на оптимальной высоте более чем 2М; время подъема на высоту 1000 м (32810 футов) после растормаживания колес 1 минута 40 секунд; боевой радиус при подлете на большой высоте, заходе на цель на малой и отходе на большой высоте, с вооружением на внешних подвесках более 1000 км (621 миля).
Веса: максимальный взлетный около 17000 кг (37479 фунтов).
Размеры: размах крыла 10,6 м (34 фута 9,25 дюйма); размах переднего крыла 5,45 м (17 футов 10,5 дюйма); длина самолета 16,4 м (53 фута 9,75 дюйма); высота 5,9 м (19 футов 4,25 дюйма); общая площадь обоих крыльев 52,2 кв. м (561,89 кв. фута).
Вооружение: одна 30-мм пушка Эрликон (Oerlikon) KCA; три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые точки подвески вооружения, которое может включать две ракеты класса "воздух-воздух" Скай Флэш (RB71) и четыре ракеты класса "воздух-воздух" Сайдуиндер (RB24); для атаки наземных целей - до 24 реактивных снаряда калибра 135 мм (5,3 дюйма).
|
|