|
|
|
К началу 80-х годов еще продолжались поставки самолетов Вигген (Viggen), но уже стало ясно, что, если Швеция намеревается утвердиться как производитель военной авиационной техники и продолжать политику использования только отечественных боевых машин, то вскоре должна будет начаться работа над последователем самолета Сааб Вигген (Saab Viggen). Строгий правительственный контроль привел к проектированию истребителя, который должен был стать только на 60-65 процентов дороже самолета Сааб 37 и вдвое легче его. Основным его назначением было выполнение функций истребителя-перехватчика, а важной, но второстепенной функцией - атака наземных войск. Он должен был стать многоцелевым самолетом в противовес узкоспециализированным вариантам семейства Вигген. Кроме того, надеялись, что он заменит флотилию устаревающих учебно-тренировочных самолетов Sk 60 (Сааб 105). Компании Сааб, Вольво Флюгмотор (Volvo Flygmotor), Эрикссон (Ericsson) и FFV организовали промышленную группу JAS (JAS Industry Group) и распределили свои обязанности в создании нового многоцелевого самолета. Предварительными проектами предусматривался одноместный самолет схемы "утка" с треугольным крылом, оснащенный одним двигателем и системой электродистанционного управления. Конструкция самолета, масса которого равна восьми тоннам, на тридцать процентов должна была состоять из композиционных материалов. В качестве силовой установки был выбран турбовентиляторный двигатель Дженерал Электрик (General Electric) F404J. Компания Вольво Флюгмотор совместно с американским производителем обеспечивала сборку и испытания двигателя. Компания Эрикссон получила задание на создание нового многофункционального X-частотного импульсно-допплеровского радара PS-046 (позднее PS-05). Компания FFV отвечала за разработку навигационной системы и системы наведения вооружения. Кабина оснащалась тремя электронно-лучевыми трубками (CRT), широкоугольным голографическим пилотажно-проекционным индикатором (HUD). Также планировалось объединить бортовую ИК-систему FLIR для обнаружения целей в передней полусфере с радаром и авиационным электронным оборудованием. Контракты между компанией FMV, агентством по оборонным поставкам Швеции и IG JAS были подписаны в июне 1982г. и касались создания пяти опытных самолетов JAS 39 и производства первоначальной партии из 30 машин. Могло быть также предпринято производство еще 110 дополнительных самолетов. В июне 1984г. парламент Швеции дал "зеленый свет" проекту JAS (истребитель, штурмовик, разведчик) как обеспечивающему ВВС Швеции боевым самолетом третьего поколения JAS 39 Грипен (Gripen). Во время его запуска в производство только в Израиле создавался проект совершенно нового истребителя аналогичного класса Лэйви (Lavi). Предполагаемое задание было на 350 самолетов, первый из которых поступил в эксплуатацию в 1992г., а не в 1990г., как надеялись первоначально. Испытания двигателя начались в 1984г., и пять испытательных стендов к июню 1985г. наработали более 800 часов. Полноразмерный макет был завершен к началу 1986г.; он отличался от первоначальных чертежей, но все еще сохранял небольшие размеры и присущие ему гладкие обводы. Первый полет был запланирован на 1986г., но проблемы с программным обеспечением сложной проводной системы электродистанционного управления, созданной компанией Лиар-Сиглер (Lear-Siegler) (сейчас GEC Астроникс (Astronics), приводили к постоянной отсрочке этой даты. Первый экземпляр совершил полет 9 декабря 1988г.; он продолжался 51 минуту. Во время шестого полета 2 февраля 1989г. отказ системы управления полетом привел к катастрофе первого самолета. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете Т-33. Существовали также проблемы с двигателем RM12, который страдал от помпажа и трещин на лопатках компрессора, но они также были вскоре исправлены. Новый радар PS-05/A испытывался на модифицированном самолете Вигген (Viggen) (до конца 1991г.). Исследования проектировавшегося двухместного самолета были начаты в 1989г., а программа с одноместным вариантом продолжилась полетом второго самолета (39-2) 4 мая 1990г. За ним 20 декабря 1990г. последовал самолет 39-4 (первый снаряженный всем авиационным электронным оборудованием), самолет 39-3 (первый с полным радиоэлектронным и авиационным электронным оборудованием) взлетел 25 марта 1991г., а самолет 39-5 - 23 октября 1991г. Летные испытания вскоре выявили, что лобовое и индуктивное сопротивление при существующей аэродинамической конфигурации было на 10 процентов меньше, чем ожидалось. Все аномалии в работе двигателя были устранены, и взлетно-посадочные характеристики превосходили предъявленные в техническом задании. Передние небольшие крылья, служащие в свободном полете рулями, являются основными аэродинамическими тормозами, используемыми на посадочных скоростях в 220 км/час. Самолеты Грипен несколько раз демонстрировали способность взлета с полосы, которая представляет собой участок дороги размером 800 м х 9 м с увеличенной твердостью. JAS 39 летали при перегрузках до 9g, а планер при статических испытаниях выдерживал разрушающие нагрузки, составлявшие 230 процентов от предельной. В октябре 1991г. компания Сааб (Saab) представила сметные предложения по тренировочному самолету JAS 39B, и последовал заказ на 110 одноместных самолетов. Выявились проблемы со вспомогательной силовой установкой (ВСУ) и системой обеспечения жизнедеятельности. В результате возник вопрос о возможной замене ВСУ. Первый самолет был передан ВВС Швеции в Линкёпинге 8 июня 1993г. Компания Сааб планирует поставить 140 самолетов с 1993г. по 2002г. в добавок к 14 самолетам JAS 39B. Вероятно, будет приобретено в общей сложности 300 самолетов Грипен. С планируемым объемом производства от 20 до 30 самолетов в год компания также интенсивно работает над тем, чтобы продавать самолеты Грипен за границу, что заметно противоречит прежней политике. Самолет JAS 39 широко демонстрировался в Финляндии, а пилоты ее ВВС сделали на нем более 250 вылетов, но в результате были заказаны самолеты F/A-18. Это не уменьшило большие надежды компании Сааб, возлагаемые на самолет JAS 39 Грипен. |
|
|
|
Тип: одноместный всепогодный многоцелевой легкий истребитель.
Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Вольво Флюгмотор (Volvo Flygmotor) RM12 (Дженерал Электрик (General Electric) F404-GE-400) тягой 80,5 кН (18100 фунтов).
Летные данные: детали не оглашены; о максимальной скорости говорится, что она сверхзвуковая на всех высотах.
Веса: пустого - 6622 кг (14600 фунтов); максимальный взлетный 12473 кг (27500 фунтов).
Размеры: размах крыла 8 м (26 футов 3 дюйма); высота 4,7 м (15 футов 5 дюймов); длина 14,1 м (46 футов 3 дюйма).
Вооружение: установленная внутри 27-мм пушка Маузер (Mauser) BK27; пять точек подвески для разнообразных систем вооружений: ракет класса "воздух-воздух" RB71 (Скай Флэш (Sky Flash), RB74 (AIM-9L Сайдуиндер (Sidewinder), RB75 (ракета класса "воздух-поверхность" Маверик (Maverick), RB15-F AshM, система управления вооружением DWS 39.
|
|