|
|
|
Сознавая, что малая вместимость самолета Скайвэн (Skyvan) повлияла на объем продаж, в компании Шорт начали проектирование улучшенного варианта с большой вместимостью, обозначенного первоначально SD3-30, а затем Шорт 330. Самолет с увеличенным на 2,97 м (9 футов 9 дюймов) размахом крыла и удлиненным на 3,78 м (12 футов 5 дюймов) фюзеляжем имел салон на 30 пассажиров, который мог конвертироваться в грузопассажирскую конфигурацию. Были выбраны два турбовинтовых двигателя Пратт-Уитни Канада (Pratt & Whitney Canada) PT6A-45B мощностью 862 кВт (1156 л.с.), каждый с постоянной мощностью 761 кВт (1020 л.с.). Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух 22 августа 1974г. Серийные самолеты были поставлены в июне 1976г., и канадская компания Тайм Эйр Альберта начала их успешную эксплуатацию с 24 августа 1976г. Малый объем продаж замедлил строительство самолетов, но к началу 80-х годов интенсивная маркетинговая деятельность компании Шорт на рынке начала приносить плоды, в особенности в США. Большинство самолетов со временем сменили нескольких владельцев, поскольку авиакомпании, которые начинали с Модели 330, перерастали ее уровень и переходили к новым. Более мелкие компании грузовых авиаперевозок повторяли тот же цикл развития. В конце концов, интерес к Модели 330 снизился, так как в 1981г. начался серийный выпуск больших самолетов Шорт 360; в первый год компания поставила 18 самолетов. В следующем году компания представила два новых варианта, которые означали уход из тесного рынка гражданского авиатранспорта. На авиашоу в Фарнборо был представлен самолет Шорт 300-UTT (тактический транспортный самолет общего назначения). Предполагалось использовать его как многоцелевой транспортный самолет для операций поддержки. Максимальная полезная нагрузка была увеличена до 3630 кг (8000 фунтов) с соответствующим усилением пола кабины и обеспечением точек для безопасного крепления груза. Два открывавшихся внутрь люка, которые облегчали загрузку до 30 парашютистов, заменили с левой стороны одну пассажирскую дверь варианта Шорт 330. Самолет UTT имел также свободный отсек для размещения 15 носилок. В 1983г. нашелся потребитель для этого самолета. Тайская королевская полиция и армия получили по одному самолету, заказав еще два в 1985г. Самолет UTT также был поставлен в гвардейское авиакрыло Амири в 1986г. Второй военный вариант, на который выпал больший успех, - самолет Шерпа (Sherpa) предназначался для использования в качестве военного грузового транспорта и для перевозки войск. Он отличался от всех предыдущих вариантов грузовой дверью в хвостовой части фюзеляжа с погрузочной рампой, что делает самолет настоящим транспортным. Усиленный пол позволял перевозить до четырех стандартных контейнеров LD3, семь контейнеров CO8 или два полутонных транспортных средства. Для быстрого изменения компоновки использовались рельсовые направляющие пассажирских кресел. В 1983г. ВВС США в Европе начали изучать EDS (Европейская система распределения), чтобы найти уже существующий самолет, отвечающий требованиям небольшого многоцелевого грузового транспорта. Самолет Шерпа вышел победителем в конкурсе, и в марте 1984г. были заказаны 18 машин под обозначением С-23А. Еще шесть машин Шерпа, ранее принадлежавших авиакомпаниям, а затем арендованных Армией США, закончили свою службу на испытательном ракетном полигоне США в Тихом океане. Доверие американских ВВС к преимуществам этих самолетов оставалось непоколебимым, но следующие 48 машин заказаны не были. Однако в 1988г. был получен заказ еще на 10 экземпляров для Национальной гвардии США для замены находившихся в эксплуатации самолетов Де Хэвилленд Канада С-7 Карибус (de Havilland Canada C-7 Caribous). В январе 1992г. поступил очередной заказ на следующие 10 самолетов для Национальной гвардии под обозначением С-23В со сроком поставки в том же году. А вот в ВВС США в эксплуатации остались только три машины С-23А на авиабазе Эдвардс. Теоретически, самолет Шорт 330 должен пережить модель Шорт 360, и производство ориентируется на военных покупателей. На практике, последние заказы были получены от Национальной гвардии США в начале 1992г. Общий объем производства самолетов Шорт 330, 330-UTT и Шерпа насчитывал в середине 1993г. 179 машин. |
|
|
|
Тип: легкий транспортный самолет.
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Пратт-Уитни Канада РТ6А-45R мощностью на валу 893 кВт (1198 л.с.).
Летные данные: максимальная крейсерская скорость на высоте 3050 м (10000 футов) 351 км/час (218 миль/час); дальность полета с максимальным количеством пассажиров 875 км (544 мили).
Веса: оснащенного - 6680 кг (14727 фунтов); максимальный взлетный 10387 кг (22900 фунтов).
Размеры: размах крыла 22,76 м (74 фута 8 дюймов); длина 17,69 м (58 футов 0,5 дюйма); высота 4,95 м (16 футов 3 дюйма); площадь крыла 42,08 кв.м (453 кв. фута).
Вооружение:
|
|