Sikorsky (Сикорский) S-61

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Вертолет Сикорский HSS-2 был предметом контракта ВМС США, полученного компанией 23 сентября 1957г. Контракт предусматривал создание всепогодного противолодочного вертолета с гидролокационным оборудованием, способного нести до 381 кг (840 фунтов) наступательного вооружения. Вариант S-61 имел водонепроницаемое убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя турбовальными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) T58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959г., за ним последовали семь испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A Си Кинг (Sea King) начал поступать на вооружение в сентябре 1961г.; к более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией Юнайтед Эйркрафт Канада (United Aircraft of Canada), был поставлен в канадские ВМС. ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 Нури (Nuri) для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ. 167 машин HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией Мицубиси (Mitsubishi). Увеличение запаса топлива и замена двигателей T58-GE-8B мощностью на валу 932 кВт (1250 л.с.) на двигатели T58-GE-10 мощностью на валу 1044 кВт (1400 л.с.) привели к новому обозначению SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966г. С 1969г. компания Агуста (Agusta) начала их лицензионную сборку в Италии под обозначением Агуста-Сикорский (Agusta-Sikorsky) ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного оборудования были переобозначены в SH-3G в варианте общего назначения, последующие варианты с 1971г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения. Итальянская фирма возобновила сборку поисково-спасательных вертолетов AS-61R (HH-3F) по заказу. На них установлены усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы "Лоран" (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система. Вариант SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Дополненные вариантом общего назначения SH-3G, с которого было снято все противолодочное оборудование, вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 Cихоук (Seahawk) и Оушен Хоук (Ocean Hawk). Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенных РЛС Торн-EMI Серчуотер (Thorn-EMI Searchwater), установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который установлен на машинах Си Кинг (Sea King) AEW.Mk 3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей. Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963г. Замена двигателей T58-GE-1 мощностью на валу 969 кВт (1300 л.с.) на двигатели T58-GE-5 мощностью на валу 1119 кВт (1500 л.с.) привела к появлению в феврале 1966г. варианта CH-3E. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и стали называться "Джолли Грин Джайент". Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант НН-60. Береговая охрана США использовала вариант HH-3F Пеликан (Pelican), который имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J Джейхоук (Jayhawk). Разработка гражданских вариантов началась с варианта S-61L, который не являлся амфибией и имел удлиненный фюзеляж, вмещавший до 30 пассажиров. Впервые он поднялся в воздух 6 декабря 1960г. Вариант S-61N - амфибия с плавучим корпусом и поддерживающими поплавками, в которые убирались стойки шасси; впервые он поднялся в воздух 7 августа 1962г. Компания Орландо Геликоптерс (Orlando Helicopters) сейчас производит большое число агрегатов вертолетов S-61 и исследует пути для переоснащения существующих машин двигателями, способными работать на альтернативном топливе: бензине, пропане и спирте.

Тип: противолодочный вертолет.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Дженерал Электрик Т58-10 мощностью на валу 1044 кВт (1400 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 267 км/час (166 миль/час); дальность полета с максимальным запасом топлива и 10% резервом 1005 км (625 миль).

Веса: пустого - 5382 кг (11865 фунтов); максимальный взлетный 9752 кг (21500 фунтов).

Размеры: диаметр несущего винта 18,9 м (62 фута); длина фюзеляжа 16,69 м (54 фута 9 дюймов); высота 5,13 м (16 футов 10 дюймов); площадь, ометаемая несущим винтом, 280,5 кв. м (3019 кв. футов).

Вооружение: внешние подвески для вооружения общей массой 381 кг (840 фунтов), обычно состоит из двух торпед Mk 46.

 


Copyright © Fedoroff Corp.