Sikorsky (Сикорский) S-65

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Тяжелый транспортный штурмовой вертолет Сикорский S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964г. под обозначением СН-53 Си Стэлион (Sea Stallion). Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двумя двигателями Дженерал Электрик (General Electric) T64-GE-6 мощностью на валу 2125 кВт (2850 л.с.). Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могли быть гаубица калибра 105 мм (4,13 дюйма) или 38 экипированных военнослужащих. Вертолет СН-53D имел двигатель Т64-GE-413 мощностью 2927 кВт (3925 л.с.). Вариант для поиска мин RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972г. Поисково-спасательные варианты были обозначены как НН-53В и НН-53С. Первый имел двигатели Т64-GE-3 мощностью на валу 2297 кВт (3080 л.с.); он совершил первый полет 15 марта 1967г. Двигателями T64-GE-7 мощностью 3925 кВт (5260 л.с.) оснащался вариант НН-53С. Такая же силовая установка использовалась на аппаратах CH-53G. Два спасательных вертолета S-650e были поставлены в ВВС Австрии в 1970г. В 1971г. началась работа над более крупным вариантом вертолета с удлиненным фюзеляжем, новой системой винтов и тремя двигателями T64-GE-416 мощностью на валу 3266 кВт (4380 л.с.). В 1973г. был подписан контракт с ВМС США на два опытных экземпляра и последующие летные испытания; 1 марта 1974г. совершил полет вертолет YCH-53E. Первая поставка вертолетов CH-53E Супер Стэлион (Super Stallion) была осуществлена 16 июня 1981г. С 1982г. фирма Сикорского разрабатывала вариант противоминного аппарата МН-53Е. Он претерпел существенное изменение оборудования и имеет дополнительные топливные баки емкостью 3785 литров.

ВАРИАНТЫ
YCH-53A: победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966г. было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964г. вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6. CH-53A: первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965г.; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин; построено 139 вертолетов RH-53A: 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части. TH-53A: вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989г. для подготовки экипажей машин МН-53. HH-53B: восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг. CH-53C: 22 вертолета; оснащены "жабрами" и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга. HH-53C: улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены для Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения. S-65C-2 (S-65О): экспортный вариант вертолета СН-53С. S-65-C3: второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийся в Израиль с 1969г.; соответствующие варианту НН-53С 33 вертолета были дополнены в 1981г. двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Израэль Эйркрафт Индастриз (Israel Aircraft Industries - IAI), которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации Геликоптерс (MATA Helicopters). CH-53D: улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969г.; построено 124 машины. RH-53D: впервые полетел 27 октября 1972г.; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма. VH-53D: два вертолета СН-53D, поставленных в Морской корпус США для особо важных персон. CH-53G: вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров. YHH-53H: первый вертолет, оснащенный оборудованием "Pave Low I" (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту "Pave Low II" с внешними "жабрами" и топливными баками. HH-53H: восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту "Pave Low III"; оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет. MH-53H: модификация вертолета НН-53Н; все машины стандарта "Pave Low III" модифицированы в стандарт МН-53J. MH-53J: модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта "Pave Low III Enhanced"; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг (1000 фунтов) титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19050 до 22680 кг (с 42000 до 50000 фунтов). YCH-53E: два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 9789 кВт (13140 л.с.). CH-53E: трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа "чайка" и наклоненным рулевым винтом. MH-53E: Морской Дракон (Sea Dragon), он сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие "жабры" и зеркала для обзора задней полусферы. VH-53F: шесть вертолетов для особо важных персон; не были поставлены S-80M-1: вариант миноискателя для ВМС Японии.

Тип: тяжелый транспортный вертолет.

Силовая установка: три турбовальных двигателя Дженерал Электрик T64-GE-416 с эффективной мощностью на валу 3266 кВт (4380 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 315 км/час (196 миль/час); дальность полета с полезным грузом 2075 км (1290 миль).

Веса: пустого - 15071 кг (33226 фунтов); максимальный взлетный 33339 кг (73500 фунтов).

Размеры: диаметр несущего винта 24,08 м (79 футов); длина фюзеляжа 22,35 м (73 фута 4 дюйма); высота 8,66 м (28 футов 5 дюймов); площадь, ометаемая несущим винтом, 455,4 кв.м (4902 кв. фута). Полезная нагрузка: места для 55 военнослужащих, 13608 кг (30000 фунтов) полезного груза внутри или 1415 кг (32000 фунтов) снаружи.

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.