Sukhoi S-37 Berkut (С-37 "Беркут" АООТ "ОКБ Сухого")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

К проектированию истребителя 5-го поколения специалисты ОКБ им. П.О.Сухого приступили в 1983 г. Перед создателями машины стояла задача разработать такую аэродинамическую компоновку, которая обеспечивала бы качественное улучшение маневренных характеристик истребителя, снижение его радиолокационной заметности и возможность осуществления длительного крейсерского полета на сверхзвуковых скоростях. При этом самолет должен был стать многоцелевым авиационным боевым комплексом, способным эффективно вести воздушный бой с существующими и перспективными истребителями противника на любых дистанциях, осуществлять перехват воздушных целей различных типов во всем диапазоне высот полета и поражать наземные и морские цели, в т.ч. малоразмерные и подвижные. Для этого его предстояло оснастить комплексной системой управления вооружением, включавшей многорежимную бортовую РЛС большой дальности действия, оптико-электронную прицельную систему и нашлемную систему целеуказания, и разнообразными управляемыми средствами поражения воздушных и наземных целей.
К 1988 г. завершились основные исследования по поиску рациональных компоновок перспективного истребителя, в рамках которых была подтверждена целесообразность использования на самолете оригинальной схемы "интегральный триплан-тандем" с крылом обратной стреловидности, традиционным хвостовым и дополнительным передним горизонтальным оперением. В то время как схема "триплан-тандем" была уже опробована в ОКБ им. П.О.Сухого на опытном варианте Су-27 (Т10-24) и самолетах Су-27К и Су-35, крыло обратной стреловидности стало подлинной новинкой на истребителе. По мнению разработчиков, оно имело ряд серьезных преимуществ, связанных с его более высокими несущими свойствами, обеспечивающими улучшение маневренности, особенно на дозвуковых скоростях, увеличение дальности полета и повышение взлетно-посадочных характеристик. Кроме того, крыло обратной стреловидности было значительно менее "заметно" радиолокационным станциям противника при облучении самолета из передней полусферы (отражение от передней кромки крыла экранировалось фюзеляжем).
Работы двигались быстрыми темпами: уже в 1991 г. предполагалось поднять экспериментальный образец истребителя в воздух, еще через пять лет могли бы появиться и первые серийные машины. Таким образом, по планируемым срокам создания "су" пятого поколения практически не отставал от своего западного конкурента - американского перспективного тактического истребителя ATF. Судьба, однако, распорядилась иначе. Ситуация нарастающего экономического кризиса в СССР конца 80-х, последующий распад Союза и рыночные реформы в России привели к значительному сокращению бюджетных ассигнований на НИОКР в военной области. Ряд тем по разработке новых самолетов вообще оказался без финансирования, практически прекратились и закупки новой боевой авиационной техники. Однако руководство ОКБ им. П.О.Сухого, сознавая необходимость продолжения исследований по перспективной технике, прилагало все усилия для продвижения программы экспериментального истребителя, получившего впоследствии название С-37 "Беркут".
Сборку планера первого экземпляра самолета удалось завершить в середине 1996 г. Для ускорения темпов создания новой машины в условиях крайнего дефицита средств было принято решение провести на этом экземпляре статические, а затем и первый этап летных испытаний. Для сокращения затрат экспериментальный истребитель пришлось оснастить рядом уже освоенных в производстве систем и агрегатов (так, вместо перспективных были использованы серийные двигатели Д-30Ф6, применяемые на перехватчиках МиГ-31). Дооборудование самолета после прохождения статических испытаний было в целом закончено к маю 1997 г., и в июле С-37 перевезли на летную станцию ОКБ в Жуковском, где началась подготовка машины к летным испытаниям. Первый полет на ней был выполнен 25 сентября 1997 г. Первый этап испытаний самолета, в ходе которого было произведено 8 полетов, завершился в ноябре 1997 г. По заявлению представителей "ОКБ Сухого" все поставленные на этом этапе задачи были выполнены. После анализа полученных данных и плановой доводки систем и оборудования весной 1998 г. ОКБ продолжило программу летных испытаний экспериментального истребителя С-37. Их результаты предполагается использовать при разработке перспективного истребителя 5-го поколения, который может поступить на вооружение ВВС России в начале следующего тысячелетия.

Тип: высокоманевренный малозаметный многоцелевой истребитель.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами Д-30Ф-6 тягой 15500 кгс разработки Пермского МКБ "Авиадвигатель".

Летные данные:

Веса:

Размеры: длина самолета 22,6 м; размах крыла 16,7 м.

Вооружение: пушка ГШ-301 калибра 30 мм; ракеты "воздух-воздух" Р-27Р (Т, ЭР, ЭТ), РВВ-АЕ, Р-73 и др.; неуправляемые ракеты, авиабомбы, управляемые ракеты "воздух-поверхность".

 


Copyright © Fedoroff Corp.