|
|
|
Возрастающая эффективность ПВО привела конструкторов самолетов всего мира к одному и тому же решению: чтобы проникнуть на территорию противника, аппарат должен лететь "под радаром" на очень малой высоте, используя поверхность земли как маскировку. ОКБ Сухого была поручена разработка такого бомбардировщика. Техническое задание содержало требования сверхзвуковых летных характеристик (даже на малой высоте), возможность применения днем и ночью, в любых погодных условиях способность атаковать неподвижные и подвижные цели с дополнительной возможностью проведения фоторазведки и взлета и посадки на неподготовленные ВПП ограниченной длины. Последняя часть технического задания привела Сухого к идее разработки бомбардировщика вертикального взлета и посадки с треугольным крылом и раздельной силовой установкой (подъемные и маршевые двигатели). В итоге самолет Т-6-1 впервые поднялся в воздух в июне 1967г. Его крыло с переменной стреловидностью передней кромки имело такую же форму в плане, как у варианта Т-58ВД. Из-за отвратительных характеристик управляемости он был переделан в аппарат с укороченным взлетом и посадкой, без подъемных двигателей, с повернутыми вниз концевыми сечениями крыла, выступающим подфюзеляжным килем и огромными новыми щелевыми закрылками. Большой размер крыла обуславливал невысокую скорость на малой высоте. Крыло изменяемой в полете стреловидности было применено на втором опытном самолете Т-6 (Т-6-21Г), сохранившем ту же конструкцию фюзеляжа. Удаление тяжелых подъемных двигателей освободило место для дополнительного горючего или вооружения. Крыло имело предкрылки по всему размаху и двухщелевые закрылки. Оно могло приобретать обратную стреловидность до 16о для взлета и посадки, обеспечивая низкую посадочную скорость и хорошую возможность взлета и посадки с короткими дистанциями пробега. Крыло могло принимать прямую стреловидность до 69о с промежуточной установкой в 35о и 45о. Самолет совершил первый полет в мае 1970г., оснащенный двумя турбореактивными двигателями АЛ-7Ф-1. Ему было дано обозначение Су-15М. Серийный самолет Су-24 (в отчетах НАТО "Фенсер-А" ("Fencer-A")) был оснащен турбовентиляторными двигателями Соловьева АЛ-21Ф-3. Воздух к ним первоначально подавался через регулируемые воздухозаборники, которые позволяли на большой высоте развивать скорость 2,18 М. Удаление механизма регулировки воздухозаборников снизило максимальную скорость приблизительно до 1,35 М, но практически не сказалось при полете на малой высоте, где не могут быть достигнуты большие значения М. Самолет Су-24 разрабатывался вокруг первой комплексной системы авиационного электронного оборудования Советского Союза с бомбоприцелом, системой управления вооружением и навигационным комплексом, связанными с помощью компьютера. Аппарат Су-24 являлся также первым советским самолетом, оснащенным катапультируемым при нулевой скорости и нулевой высоте креслом К-36Д, он имел командную систему катапультирования, которая могла быть приведена в действие любым членом экипажа. Самолет "Фенсер-B" имел хвостовую часть фюзеляжа, наиболее близко отслеживающую конфигурацию сопел по сравнению с прямоугольной задней частью фюзеляжа с плоскими боковинами самолета "Фенсер-А". Обтекатель с тормозным парашютом находился ниже основания руля направления. Самолет "Фенсер-С" был похожим, но имел треугольные обтекатели радиолокационной станции защиты задней полусферы по сторонам верхнего конца киля и на воздухозаборниках двигателя, выступающих на передней кромке крыла. Самолет Су-24 поступил на вооружение в 1974г., а за пределами СССР начал разворачиваться в 1979г. Работа над улучшением боевой эффективности самолета началась в 1975г. и нашла отражение в модели Су-24М "Фенсер-D", которая была введена в эксплуатацию в 1986г. Самолет имел убирающуюся заправочную штангу для дозаправки в воздухе над носовой частью фюзеляжа непосредственно впереди лобового стекла и возможность нести почкообразную ("buddy") UPAZ-A гондолу с оборудованием для дозаправки в воздухе на центральной линии. Комплекс авиационного электронного оборудования был усовершенствован, чтобы позволять нести вооружение нового поколения с теле- и лазерным наведением. Наиболее примечательно то, что самолет Су-24М получил новый радар в укороченном обтекателе радиолокационной антенны измененной формы, снабженном наконечником с одной простой трубкой Пито вместо сложной установки более ранних вариантов. Лазер и телевизионный целеуказатель-прицел обеспечивают совместимость с новейшими советскими ракетами класса "воздух-поверхность". Вспомогательные средства защиты включают систему предупреждения о радиоэлектронном облучении, систему оповещения о запуске ракеты, активный постановщик радиолокационных помех и автоматы сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет. Экспортные самолеты "Фенсер-D", обозначенные Су-24МК, вероятно, имеют менее совершенную систему авиационного электронного оборудования. Аппараты Су-24 были поставлены в Ливию, Иран, Ирак и Сирию. Бомбардировщики "Фенсер" имеют на вооружении одну пушку ГШ-6-23М с правой стороны в нижней части фюзеляжа со стволом, закрытым регулируемой заслонкой. Боезапас помещается в подфюзеляжном обтекателе с левой стороны. На центральной линии находятся жесткие точки навески вооружения и два подфюзеляжных пилона; кроме этого, имеются пилоны под неподвижной центропланной частью крыла и поворотные пилоны под внешними панелями крыла. Самолет может нести атомные бомбы ТН-1000 и ТН-1200 свободного падения, а также разнообразные традиционные бомбы свободного падения и противолодочные ракеты. Применяется и другое вооружение. Максимальная боевая нагрузка - до 8000 кг. Самолет Су-24МР "Фенсер-E" был разработан для основной роли тактического разведчика, использующего помещенные внутри и в гондолах чувствительные сенсоры разнообразных типов, способные передавать данные разведки с некоторых датчиков наземным станциям в режиме реального времени. Этот аппарат также имеет второстепенное гражданское назначение, заключающееся в осуществлении экологического и сельскохозяйственного мониторинга, наблюдений за состоянием окружающей среды и лесными угодьями, а также может использоваться в чрезвычайных ситуациях. Наиболее очевидное внешнее изменение самолета "Фенсер-Е" заключалось в наличии выпуклого радиатора большей емкости для усиления охлаждения множества новых "черных" ящиков самолета-разведчика. Похожий самолет Су-24МП "Фенсер-F", как и аппарат Су-24МР, часто имеет носовую часть, окрашенную в белый цвет, чтобы выглядеть так же, как стандартный бомбардировщик Су-24М. Предполагается, что он является самолетом электронной разведки. Его можно отличить от более ранних машин по заметному обтекателю под носовой частью позади обтекателя радиолокационной антенны и благодаря антеннам в форме "хоккейных клюшек" с прямой стреловидностью снаружи длинных пологих ребер на нижних углах воздухозаборников, непосредственно перед нишами главных колес шасси. Над фюзеляжем установлен меньший по размеру, чем у самолетов "Фенсер-C/-D", радиатор. Полагают, что только 12 таких машин были построены и восемь из них оставлены на Украине. |
|
|
|
Тип: низковысотный ударный самолет.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3А тягой 76,49 кН (17196 фунтов), тягой на форсаже 110,32 кН (24802 фунта).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 11000 м (36090 футов) 1251 морская миль/час (2320 км/час; 1441 миль/час) и на уровне моря 793 морских миль/час (1470 км/час; 913 миль/час); боевой радиус действия 565 морских миль (1050 км/650 миль) при полете к цели с боевой нагрузкой 3000 кг (6614 фунтов) и двумя сбрасываемыми топливными баками.
Веса: максимальный взлетный 39700 кг (87522 фунта).
Размеры: размах прямого крыла 17,63 м (57 футов 10 дюймов); стреловидного 10,36 м (34 фута); длина 24,53 м (80 футов 5,75 дюйма) с учетом заправочной штанги; площадь крыла 42 кв. м (452,1 кв. фута).
Вооружение:
|
|