Sukhoi Su-35 and Su-37 (Су-35 и Су-37 АООТ "ОКБ Сухого")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Передав на вооружение истребитель Су-27, создатели самолета задумали расширить область его возможного применения. Уже в 1983 г. началась разработка многоцелевой модификации истребителя, способной не только решать задачи перехвата воздушных целей и ведения маневренного боя, но и атаковать наземные цели средствами неуправляемого и управляемого авиационного вооружения. Одновременно рассчитывали значительно повысить эффективность самолета в режиме "воздух-воздух", что могло быть достигнуто за счет оснащения его более совершенным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и новыми ракетами средней дальности. Так появился одноместный многоцелевой фронтовой истребитель Су-27М, получивший мировую известность под названием Су-35.
Сохранив внешнее сходство с Су-27, многоцелевой Су-35 имеет ряд существенных особенностей. Так, "штатными" на истребителе стали переднее горизонтальное оперение и система дозаправки топливом в полете. Конструкцию шасси машины усилили, что позволило довести максимальную взлетную массу Су-35 до 34 т. Изменилось вертикальное оперение, несколько возросла относительная толщина консолей крыла, благодаря чему удалось увеличить внутренний запас топлива. Но главное отличие Су-35 - новая система управления вооружением с мощной помехозащищенной радиолокационной станцией, которая имеет увеличенную дальность обнаружения, может обеспечивать сопровождение и обстрел большего количества целей одновременно, а также работать в режиме картографирования местности. Для осуществления кругового обзора воздушного пространства в состав БРЭО самолета дополнительно включили небольшую РЛС заднего обзора, установленную в центральной хвостовой балке. Модернизации подверглись оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс истребителя, комплексы связи и обороны. Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: его основу составили три многофункциональных телевизионных индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. В состав управляемого вооружения класса "воздух-воздух" вошли новые ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ; максимальное число ракет, подвешиваемых на самолет, увеличилось до 12. Для решения боевых задач "воздух-поверхность" Су-35 может оснащаться управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами, а также неуправляемым оружием общей массой до 8 т.
Первый полет опытного экземпляра модернизированного самолета состоялся 28 июня 1988 г. В 1990 г. на Комсомольском-на-Амуре АПО начался выпуск установочной партии новых истребителей. Облет головного серийного самолета выполнили 1 апреля 1992 г. К настоящему времени "ОКБ Сухого" и серийным заводом выпущено более десятка модернизированных истребителей. Один из них в 1995 г. был оснащен двигателями АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги. Первый полет на этой машине, получившей название Су-37, был выполнен 2 апреля 1996 г.
Применение на Су-37 переднего горизонтального оперения и двигателей, осесимметричные сопла которых могут отклоняться вверх и вниз на угол до 15 град., обеспечивает самолету поистине уникальные маневренные возможности. Су-37 способен выполнять форсированные развороты с минимальными, близкими к нулю, радиусами, перевороты в вертикальной плоскости без изменения траектории поступательного полета, практически "застывать" в воздухе, "стоя" на хвосте и т.п. АООТ "А.М.Люлька - Сатурн" разработало для Су-37 и более мощный вариант двигателя с отклоняемым вектором тяги, получивший название АЛ-37ФУ и имеющий тягу 14000 кгс. Последние Су-35 и Су-37 имеют измененное оборудование кабины летчика. Монохромные телевизионные индикаторы на них уступили место четырем цветным многофункциональным дисплеям на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением. Модернизации планируется подвергнуть и радиолокационный прицельный комплекс истребителя: на Су-37 предполагается применить модификацию радиолокатора с фазированной антенной решеткой, имеющую более широкие боевые возможности.

Тип: высокоманевренный многоцелевой фронтовой истребитель.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31ФП тягой 12500 кгс с управляемым вектором тяги разработки АО "А.М.Люлька-Сатурн".

Летные данные: максимальная скорость полета на высоте - 2500 км/ч (М=2,35), у земли - 1400 км/ч; практический потолок 18000 м; дальность полета 3200 км, с одной дозаправкой толпливом в полете - 6500 км.

Веса: пустого - 18400 кг; максимальный взлетный 34000 кг; максимальной боевой нагрузки 8000 кг.

Размеры: длина самолета 22,1 м; размах крыла 14,7 м; площадь крыла 62,04 м2; высота самолета 6,32 м.

Вооружение: пушка ГШ-301 калибра 30 мм в правом наплыве крыла; ракеты "воздух-воздух" Р-27Р (Т, ЭР, ЭТ), РВВ-АЕ, Р-73 на 12 точках подвески под крылом, фюзеляжем и воздухозаборниками; неуправляемые ракеты, авиабомбы калибра 250 и 500 кг; управляемые ракеты "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-31А, Х-31П, Х-59М, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и др.

 


Copyright © Fedoroff Corp.