Supermarine Spitfire and Seafire (Супермарин Спитфайр и Сифайр)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Без сомнения, наиболее известный британский истребитель Второй мировой войны Супермарин Спитфайр был создан на основе аппарата Тип 224, разработанного Р. Дж. Митчеллом и представлявшего собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с крылом типа "обратная чайка", неубирающимися главными стойками шасси с обтекателями и V-образным двигателем Роллс-Ройс Госхоук (Rolls-Royce Goshawk) II мощностью 447 кВт (600 л.с.). Когда самолет Тип 224 испытывался, его летные характеристики оказались довольно разочаровывающими, но среди всех аппаратов, представленных в соответствии с этим техническим заданием, не было более удачного. Митчелл, которому была предоставлена полная свобода при разработке нового одноместного истребителя, не скованный официальным техническим заданием, на своей чертежной доске сделал набросок восхитительного самолета Тип 300. Меньшего размера, более гладкий и с уменьшающим лобовое сопротивление убирающимся шасси, он был рассчитан на новый двигатель Роллс-Ройс P.V.12 Мерлин (Merlin). Крыло не только имело характерную эллиптическую форму, но и вмещало восемь пулеметов, огонь из которых велся вне диска воздушного винта. Опытный образец был оснащен двигателем Роллс-Ройс Мерлин "С" мощностью 738 кВт (900 л.с.) и впервые поднялся в воздух 5 марта 1936г. Летные испытания подтвердили его прекрасные характеристики, которые привели 3 июня 1936г. к контракту на 310 самолетов Спитфайр Mk 1. Только пять аппаратов были поставлены ко времени Мюнхенского кризиса. Но в конечном счете было построено 20334 самолета Спитфайр и 2556 морских истребителей Сифайр. Было создано большое количество вариантов этой прекрасной машины. Многофункциональность возникла из разработки низкорасположенного крыла со срезанными концами (LF) и высокорасположенного крыла увеличенного размаха (HF) (стандартное получило обозначение F), а также установки внутри этих крыльев различного вооружения, состоящего из восьми пулеметов (A), двух пушек и четырех пулеметов (B), четырех пушек (С) и двух пушек, двух пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и бомбовой нагрузки массой до 454 кг (1000 фунтов) (E). Самолет Супермарин Сифайр являлся первой разработкой из самолета Спитфайр Mk VB, осуществленной Школой летной подготовки. Первые поставки самолета Сифайр Mk IB начались в январе 1942г.

ВАРИАНТЫ
Спитфайр Mk I: первый серийный вариант с двигателем Мерлин II мощностью 768 кВт (1030 л.с.), имел восемь пулеметов Браунинг (Browning) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). Спитфайр Mk IB: четыре пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) и две пушки калибра 20 мм; построено 1566 машин. Спитфайр Mk II: двигатель Мерлин XII мощностью 876 кВт (1175 л.с.); 750 экземпляров Спитфайр Mk IIA и 170 - Спитфайр Mk IIB. Спитфайр Mk III: единственный экспериментальный опытный самолет с двигателем Мерлин XX мощностью 954 кВт (1280 л.с.). Спитфайр Mk IV: оснащенные двигателем Грифон (Griffon) 2 опытных самолета и 229 экземпляров самолета-фоторазведчика. Спитфайр Mk V: вариант с усиленным фюзеляжем для двигателя Мерлин 45 мощностью 1074 кВт (1440 л.с.) или Мерлин 50 мощностью 1096 кВт (1470 л.с.), сбрасываемыми топливными баками и бомбовой нагрузкой, крылом F или LF и вооружением A, B или C; построено 94 самолета Спитфайр Mk VA, 3923 самолета Спитфайр Mk VB и 2447 самолетов Спитфайр Mk VC. Спитфайр Mk VI: высотный перехватчик с герметичной кабиной и крылом HF; построено 100 машин. Спитфайр Mk VII: высотный перехватчик с двухступенчатым двигателем Мерлин 61, 64 или 71; построено 140 машин. Спитфайр Mk VIII: истребитель с двухступенчатым двигателем Мерлин 61, 63, 66 или 70, негерметичной кабиной и крылом LF, F или HF; построено 1658 машин. Спитфайр Mk IX: соединение двухступенчатого двигателя Мерлин 61, 63 или 70 с планером варианта Mk V; крыло LF, F или HF; вооружение B, C или E; построено 5665 машин. Спитфайр Mk X: герметичный самолет Спитфайр PR Mk XI с двигателем Мерлин 77, один с крылом HF; построено 16 машин. Спитфайр Mk XI: фоторазведчик большой дальности, без вооружения, с двигателем Мерлин 61, 63 или 70; построен 471 экземпляр. Спитфайр Mk XII: перехватчик с одноступенчатым двигателем Грифон II или IV; построено 100 машин. Спитфайр Mk XIII: низковысотный самолет для фоторазведки на основе варианта Mk V с двигателем Мерлин 32 и четырьмя пулеметами калибра 0,303 дюйма (7,7 мм); 18 машин. Спитфайр Mk XIV: усиленный планер для двигателя Грифон 65 или 66 мощностью 1529 кВт (2050 л.с.) с пятилопастным винтом, широким хвостовым оперением, со сбрасываемым фонарем кабины, крылом F или LF, вооружением C или E; построено 957 машин. Спитфайр Mk XVI: как и вариант Mk IX, с двигателем Паккард Мерлин 226, крылом F и LF, обычно с вооружением C или E; построено 1054 машины. Спитфайр Mk XVIII: истребитель с двухступенчатым двигателем Грифон, сбрасываемым фонарем кабины пилота, дополнительным горючим в крыле F и вооружением E. Спитфайр FR.Mk XVIII: камера для фоторазведки в хвостовой части фюзеляжа; построено 300 машин. Спитфайр Mk XIX: вариант самолета для фоторазведки; построено 225 машин. Спитфайр Mk XX: единственный опытный самолет, перестроенный из вариантов Mk IV и Mk XII. Спитфайр Mk 21: переработанный планер, с двигателем Грифон 61 или 64 с пятилопастным воздушным винтом, вооружение C; построено 122 машины. Спитфайр Mk 22: вариант Mk 21 с двигателем Грифон 85 мощностью 1771 кВт (2373 л.с.) и соосными воздушными винтами; 278 машин. Спитфайр Mk 24: незначительные изменения, хвостовое оперение от самолета Спайтфул, пушка Mk V; построено 54 машины. Сифайр Mk IB: военно-морской вариант самолета Спитфайр Mk VB; построено 166 машин. Сифайр Mk IIC: катапультные крюки и усиленное шасси, двигатель Мерлин 32 с четырехлопастным винтом; построено 372 машины. Сифайр Mk III: двухсекционное складывающееся крыло и двигатель Мерлин 55M мощностью 1182 кВт (1585 л.с.); построено 1220 машин. Сифайр Mk XV: одноступенчатый двигатель Грифон VI мощностью 1380 кВт (1850 л.с.), со стержневыми тормозными крюками и сбрасываемым фонарем; построено 390 машин. Сифайр Mk XVII или Mk 17: вариант Mk XV, со сбрасываемым фонарем и усиленным шасси; построено 232 машины. Сифайр Mk 45: планер как у варианта Mk 21, нескладывающееся крыло, двигатель Грифон 61 (пятилопастный винт) или 85 (соосные винты); построено 50 машин. Сифайр Mk 46: вариант Mk 45, со сбрасываемым фонарем, с фотокамерой; 24 машины. Сифайр Mk 47: со складывающимся крылом, двигателем Грифон 87 или 88 мощностью 1771 кВт (2375 л.с.) с подбородочным воздухозаборником и соосными воздушными винтами, увеличенным запасом топлива; построено 140 машин.

Тип: одноместный истребитель- перехватчик.

Силовая установка: один V-образный двигатель Роллс-Ройс Мерлин 45 мощностью 1102 кВт (1478 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 5945 м (19500 футов) 594 км/час (369 миль/час); практический потолок 11125 м (36500 футов); максимальная дальность полета 1827 км (1135 миль).

Веса: пустого - 2267 кг (4998 фунтов); максимальный взлетный 2911 кг (6417 фунтов).

Размеры: размах крыла 11,23 м (36 футов 10 дюймов); длина 9,12 м (29 футов 11 дюймов); высота 3,02 м (9 футов 11 дюймов); площадь крыла 22,48 кв. м (242 кв. фута).

Вооружение: восемь пулеметов Браунинг калибра 7,7 мм (0,303 дюйма).

 


Copyright © Fedoroff Corp.