Tupolev Tu-95 and -142 (Туполев Ту-95 и -142)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Проектирование Ту-95 началось еще до 1952г. Его компоновка была похожа на самолет Ту-16 большего размера. Он был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12, стендовые испытания которых начались в 1953г. Впервые поднявшийся в воздух в 1954г., прототип получил эксплуатационное обозначение Ту-20. Большой размер самолета Ту-95 (обозначение НАТО - "Беар" ("Bear") позволил разместить на нем мощное радарное оборудование, самые большие советские ракеты класса "воздух-поверхность" и бомбы. Обозначение Ту-142 было присвоено вновь построенному разведывательному варианту для авиации ВМФ. Серийное производство было прекращено в начале 90-х гг. в качестве односторонних мер по сокращению вооружений.

ВАРИАНТЫ
Ту-95/1: опытный самолет с турбовинтовыми двигателями Кузнецова 2ТВ-2Ф эффективной мощностью 8950 кВт (12000 л.с.); поднялся в воздух в 1952г.; разбился. Ту-95/2: опытный самолет с турбовинтовыми двигателями ТВ-12 такой же мощности; поднялся в воздух в 1955г. Ту-95М "Беар-А": вариант стратегического бомбардировщика с внутренним бомбовым отсеком для вооружения обычного типа или ядерного оружия свободного падения. Ту-95У "Беар-А": тренировочный базовый бомбардировщик. Ту-95К: экспериментальный самолет-носитель для самолетов МиГ-19 СМ-20 для испытаний совместно с ракетной системой К-20. Ту-95К-20 "Беар-B": 1961г.; с большим плоским носовым радаром, заменившим застекленный носовой конус, и утопленной ракетой класса "воздух-поверхность" (AS-3 "Кенгуру"); вариант Ту-95М-5 с противокорабельной ракетой (AS-6 "Кингфиш"); Ту-95КД со штангой для дозаправки в воздухе. Ту-95КМ "Беар-C": впервые замечен западными наблюдателями в 1964г.; схож с "Беар-А". Ту-95РТ "Беар-D": вариант морского разведчика и самолета электронной разведки; застекленная носовая часть с подбородочным и расположенным в нижней части фюзеляжа обтекателями радиолокационной антенны. Ту-95МР "Беар-E": вариант морского разведчика, вероятно, переделанный из Ту-95М; установка из семи камер в контейнере в бомбовом отсеке; штанга для дозаправки в воздухе. Ту-95 К-22 "Беар-G": переделанный из самолетов "Беар-B" и "Беар-C" для оснащения ракетой AS-4 и модернизированным авиационным электронным оборудованием. Ту-95М-55: неидентифицированный ракетоносец; возможно, не был введен в эксплуатацию. Ту-95МС "Беар-H": платформа с крылатыми ракетами AS-X-15 дальностью 3000 км (1860 миль); Ту-95МС-6 был оснащен шестью ракетами на внутренней барабанной пусковой установке; Ту-95МС-16 был оснащен такой же пусковой установкой и подкрыльными пилонами для двух ракет между фюзеляжем и ближайшими к нему двигателями и еще для трех между расположенными ближе к фюзеляжу и внешними двигателями. Ту-95МР "Беар-J": новый (или переделанный из самолета Ту-142М) с выступающим вперед штырем на конце киля и подфюзеляжной лебедкой для низкочастотной антенны; предположительно, самолет-ретранслятор типа TACAMO. Ту-96: нелетавшая разработка высокоскоростного бомбардировщика с турбовинтовыми двигателями НК-16. Ту-119: нелетавшая разработка на базе испытательного стенда Ту-95М для атомного двигателя. Ту-142 "Беар-F" и "F Mod 1": противолодочный вариант с удлиненным фюзеляжем, авиационным электронным и акустическим оборудованием; застекленная носовая часть и обтекатели радиолокационной антенны как у самолета Ту-95РТ; увеличенный запас топлива. Ту-142М "Беар-F Mods 2-4": противолодочные варианты, с удлиненным фюзеляжем, перепроектированной кабиной пилота и опускающейся заправочной штангой; самолет Mod 3 имеет выступающий назад штырь магнитного обнаружителя в концевом сечении киля, более обтекаемую хвостовую часть фюзеляжа; Mod 4 похож на предыдущий, но с обтекателем радиолокационной антенны в наконечнике в центре застекленной носовой части; группа новых мультисенсорных антенн под носовой частью и новыми антеннами дальнего обнаружения под хвостовой частью; экспортировался в Индию. Ту-142ЛЛ: переделанный из самолета "Беар-F Mod 3" в летающий испытательный стенд.

Тип: стратегический бомбардировщик.

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12М эффективной мощностью 11033 кВ (14795 л.с.).

Летные данные: (оценочно) максимальная скорость на высоте 12495 м (41000 футов) 815 км/час (506 миль/час); практический потолок 12000 м (39370 футов); дальность полета при типовой бомбовой нагрузке 12550 км (7800 миль).

Веса: максимальный взлетный 188000 кг (414470 фунтов).

Размеры: размах крыла 51,1 м (167 футов 7,75 дюйма); длина 48,5 м (159 футов 11 дюймов); высота 12,12 м (39 футов 9 дюймов); площадь крыла 310,5 кв.м (3342,3 кв. фута).

Вооружение: две пушки НР-23 калибра 23 мм в хвостовой турели; максимальная бомбовая нагрузка 11340 кг (25000 фунтов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.