Yakovlev Yak-12 (Яковлев Як-12)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Опытный образец Як-12 совершил первый полет в конце 1947г. Хотя его внешняя компоновка была аналогична компоновке более ранней модели Як-10, это был совершенно новый проект с другим профилем крыла, большими размерами остекленной части фюзеляжа (вмещающим номинально двух человек, но с возможностью размещения третьего), измененным хвостовым оперением, шасси, используемым как с колесами, так и с лыжами, и со звездообразным двигателем М-11ФР мощностью 119 кВт (160 л.с.). Почти сразу же было начато серийное производство для ВВС; самолеты использовались для корректировки артиллерийского огня и связи. Появление в 1950г. более мощного двигателя АИ-14Р сделало возможным создание в июне того же года опытного образца Як-12Р, а также нового поколения самолетов, последним из которых стал четырехместный Як-12А, производившийся в больший количествах и поступивший в эксплуатацию в 1957г. Параллельно было начато производство в Польше самолета с обозначением PZL 101 Гаврон (Gawron); в это же время в Китае разрабатывались различные варианты этого самолета и осваивалось их массовое производство. Большое число самолетов остается в эксплуатации и по сей день; многие из них переданы летным школам или используются в гражданской авиации.

ВАРИАНТЫ
Як-12: первоначальный опытный образец и серийный вариант; выпущено не менее 300 машин, в основном для применения в военной авиации. Як-12А: серийный вариант с новым крылом и переделанным оперением; в Советском Союзе выпущено около 1500 машин в основном для гражданской авиации, в том числе для обслуживания местных авиалиний на маршрутах малой дальности и использования в сельскохозяйственной авиации; в ВВС применялся как самолет связи. Як-12Б: экспериментальный вариант укороченного взлета и посадки схемы биплан с двигателем АИ-14РФ мощностью 224 кВт (300 л.с.). Як-12ГР: двухпоплавковый гидросамолет, вариант первоначального серийного самолета с двигателем М-11ФР. Як-12М: начал производиться в 1955г., имел удлиненную заднюю часть фюзеляжа, значительно увеличенное хвостовое оперение и четырехместную кабину; подварианты использовались в сельскохозяйственной авиации, в качестве санитарных самолетов и для прыжков с парашютом; выпущено свыше 1000 машин; также строились по лицензии в Польше. Як-12Р: первый вариант с двигателем АИ-12Р, с крылом увеличенного размаха цельнометаллической конструкции; в стандартной загрузке вмещал пилота и двух пассажиров; выпущено около 2000 машин; использовался ВВС и Управлением гражданской авиации СССР; легкий грузовой и санитарный варианты; несколько вариантов построено по лицензии в Польше. Як-12С: санитарный вариант с двигателем М-11ФР; первый полет в 1948г.; вмещал одни носилки и сопровождающего медработника, а также комплект первой медицинской помощи. Як-12СХ: вариант 1948г. самолета сельскохозяйственной авиации с бункером для химикатов.

Тип:

Силовая установка:

Летные данные:

Веса:

Размеры:

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.