Yakovlev Yak-55M and Yak-54 (Як-55М и Як-54 АООТ "ОКБ им. А.С.Яковлева")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В 1979 г. ОКБ А.С.Яковлева, имевшее огромный опыт создания легких спортивных самолетов, начиная с довоенных авиеток марки "АИР" и кончая учебно-тренировочным Як-52 и акробатическим Як-53, приступило к проектированию пилотажной машины нового поколения. Такой самолет, названный Як-55, должен был заменить в аэроклубах устаревающие Як-18П и Як-50 и восстановить "статус-кво" советских спортсменов на мировых авиационных чемпионатах.
Для Як-55 была выбрана схема цельнометаллического среднеплана с прямым крылом толстого симметричного профиля и установленным в одной плоскости с крылом горизонтальным оперением, что позволяло бы без каких-либо ограничений выполнять на нем фигуры как прямого, так и перевернутого пилотажа. Самолет оснастили поршневым звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. с тянущим двухлопастным винтом и неубирающимся шасси с хвостовым колесом, при этом стойки основных опор впервые в отечественной практике выполнили в виде рессор из титанового сплава.
Первый полет опытного Як-55 состоялся 28 мая 1981 г. В 1984 г. самолет впервые принял участие в чемпионате мира, причем выступавшая на нем Х.Макагонова завоевала первое место. Однако к этому времени выяснилось, что расчет конструкторов на применение на Як-55 крыла толстого профиля с относительно невысокой удельной нагрузкой себя не оправдал: машина проигрывала зарубежным соперникам в угловой скорости крена и сильно тормозилась при выполнении восходящих фигур пилотажа. Конструкцию крыла пришлось доработать. За счет увеличения сужения его площадь уменьшили с 16,0 до 14,8 м2, одновременно на 1,6-3,8% снизили относительную толщину профиля. В результате произведенных доработок пилотажные характеристики Як-55 значительно улучшились, и в 1986 г. он был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Арсеньеве. Со следующего года самолеты стали поступать в аэроклубы.
Вскоре ОКБ А.С.Яковлева разработало усовершенствованный вариант машины, названный Як-55М, отличавшийся крылом с уменьшенным на 0,9 м размахом и меньшей на 16% площадью. Благодаря этим доработкам угловая скорость вращения самолета возросла на 50%, а максимальная скорость - на 15 км/ч. Первый полет на Як-55М был выполнен 5 мая 1989 г., а с 1991 г. он поступил в серийное производство в Арсеньеве. Всего до 1994 г. здесь изготовили 108 самолетов Як-55 и 106 - Як-55М, из которых около 50 было продано в США.
Для обучения летчиков и тренировок спортсменов на базе Як-55М в начале 90-х гг. ОКБ им. А.С.Яковлева разработало двухместный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет Як-54, имеющий высокую (до 75%) степень унификации с одноместной машиной. Первый полет на его опытном экземпляре был выполнен 23 декабря 1993 г. Серийное производство Як-54 осуществляется на Саратовском авиационном заводе, где к концу 1997 г. выпустили 10 самолетов данного типа, 4 из которых эксплуатируются в США. В случае пилотирования самолета одним летчиком, Як-54 может с успехом использоваться в качестве пилотажной машины, не уступающей по характеристикам одноместным аналогам.
На базе Як-54 в настоящее время ОКБ разрабатывает двухместный самолет первоначального обучения Як-56 (Як-54М) с форсированным двигателем М-14ПФ мощностью 400 л.с., отличающийся применением убирающегося трехопорного шасси с передней опорой. На самолете предусмотрено использование системы спасения экипажа с двумя катапультными креслами КС-38 и нового комплекса оборудования. Первый полет Як-54 может состояться в 1998-1999 гг. Ведутся также работы по новому одноместному спортивно-пилотажному самолету Як-57.

Тип: одноместный спортивно- пилотажный самолет.

Силовая установка: один поршневой двигатель М-14П мощностью 360 л.с. разработки Воронежского ОКБМ с двухлопастным воздушным винтом.

Летные данные: максимально допустимая скорость 450 км/ч; максимальная скорость горизонтального полета 360 км/ч; скороподъемность 15,5 м/с; максимальная эксплуатационная перегрузка 9; перегоночная
дальность 705 км.

Веса: пустого - 690 кг; нормальный взлетный 855 кг; максимальный взлетный в перегоночном варианте 975 кг.

Размеры: длина самолета 7,29 м; размах крыла 8,1 м; площадь крыла 12,8 м2; высота самолета 2,8 м.

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.