Boeing Model 707 (Боинг Модель 707)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В США компания Боинг была первой, которая оценила потенциал газотурбинных двигателей для оснащения нового поколения гражданских транспортных самолетов и сделала шаги в разработке и проектировании таких машин. Процесс начался, когда были инициированы исследования по созданию варианта тяжелого военно-транспортного самолета C-97 Стратофрейтер (Stratofreighter) с турбореактивными или турбовинтовыми двигателями, ведущим свое начало от самолета B-29 Суперфортресс (Superfortress). В августе 1952г. компания сделала очень рискованный шаг, затратив 16 миллионов долларов на постройку опытного экземпляра полностью нового пассажирского самолета с турбореактивными двигателями. Для обеспечения высокой степени секретности этого проекта ему было присвоено обозначение Модель 367-80; среди служащих Боинга он был известен как "Дэш-80" ("Dash-80"), хотя высший эшелон компании знал, что он будет назван Модель 707. У компании Боинг вполне хватало разума понять с самого начала, что ее собственные вложения, огромные даже в ценах 1952г., все же далеки от тех сумм, которые необходимы, если крупносерийное производство гражданских авиалайнеров станет реальностью. Они разработали первоначальный проект как высокоскоростной военный транспорт или самолет - воздушный заправщик, рассчитывая на получение военного контракта, который должен гарантировать компенсацию затрат на оснастку и обеспечить финансы для создания первоклассного гражданского лайнера. Самолет Модель 367-80, который выкатили из сборочного цеха 14 мая 1954г., явно происходил от гражданского поршневого самолета Модель 377 Стратокрузер (Model 377 Stratocruiser) и военного КС-97, но аэродинамически имел близкое отношение к реактивному самолету B-47 Стратоджет (Stratojet), который был принят на вооружение ВВС США в 1950г. Он сохранил характерное стреловидное крыло реактивного бомбардировщика с углом стреловидности 35 о и силовую установку самолета B-47 с четырьмя турбореактивными двигателями, установленными в гондолах в связках попарно с каждой стороны фюзеляжа на консольных подкрыльных пилонах. Однако для пущей безопасности было решено установить каждый двигатель в гондоле на отдельном пилоне, и эта компоновка стала отличительной чертой самолетов Модель 707/720 и позднее самолета Модель 747. Самолет "Дэш-80" впервые поднялся в воздух 15 июля 1954г. и был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) JT3P тягой 4309 кг (9500 фунтов). Компания Боинг достаточно успешно продемонстрировала военным потенциал таких танкеров для дозаправки находящихся на вооружении и будущих бомбардировщиков, истребителей, самолетов- разведчиков и транспортных самолетов. Менее чем через три месяца после первого полета 5 октября 1954г. самолета Модель 367-80, компания добилась начального контракта на поставку 29 самолетов-заправщиков/транспортных самолетов КС-135А. Всего было построено более 800 машин военных вариантов под базовым обозначением Модель 717. Первый гражданский контракт поступил от авиакомпании Пан Американ, которая 13 октября 1955г. заказала шесть машин первого серийного варианта, имевшего обозначение Модель 707- 120. Всего тремя месяцами ранее этой даты ВВС США дали компании Боинг разрешение построить гражданские варианты самолета "Дэш-80" одновременно с изготовлением военных машин С/ КС-135. Первый самолет Модель 707-120 авиакомпании Пан Американ поднялся в воздух 20 декабря 1957г. и поступил в эксплуатацию в августе следующего года. Серийный выпуск самолетов Модель 707 фактически завершился в 1990г. Было построено 999 машин, включая военные варианты, производственная программа длилась 30 лет. За это время было выпущено большое число вариантов, о которых коротко рассказано ниже. Заключительным в серийном производстве оказался вариант Модель 707-320С Конвертибл (Convertible - конвертируемый), многоцелевой самолет, который в стандартной конфигурации перевозил 14 пассажиров в первом классе и 133 в туристическом; он был сертифицирован и для перевозки 219 пассажиров в экономическом классе. Самолет мог эксплуатироваться в смешанном пассажирско/грузовом или полностью грузовом варианте, и в поздней конфигурации мог вместить до 13 контейнеров класса А на своей главной верхней палубе в дополнение к 48,14 куб. м (1700 куб. футов) объема грузового отсека на нижней, стандартной грузовой палубе. Неудивительно, что самолет, который имеет историю развития, сопоставимую с историей развития газотурбинных двигателей, разрабатывался множеством силовых установок. Первым двигателем, установленным на "Дэш-80", был JT3P тягой 4309 кг (9500 фунтов), который был заменен на двигатель JT3C-6 тягой 6123 кг (13500 фунтов) для первого серийного варианта. Турбовентиляторные двигатели Пратт-Уитни JT3D-1 тягой 7711 кг (17000 фунтов) или JT3D-3 тягой 8165 кг (18000 фунтов) устанавливались на самолеты Модель 707-120В, а самым мощным турбореактивным двигателем первого дальнерейсового самолета Модель 707-320 был двигатель JT4A-11 тягой 7938 кг (17500 фунтов). Т урбовентиляторные двигатели Роллс-Ройс Конвэй (Rolls- Royce Conway) Mk 508, которые авиакомпания BOAC определила для установки на самолет 707-420, имели такую же тягу. Поздний серийный самолет Модель 707-320С имел турбовентиляторный двигатель Пратт-Уитни JT3D-7, и чистым результатом этого прогресса в мощности двигателей было то, что межконтинентальный самолет Модель 707-320С в полностью грузовой конфигурации имел максимальный взлетный вес почти на 34% больше, чем у самолета для внутренних авиалиний Модель 707-220 выпуска 1959г. Эти подробности о самолетах Модель 707 были бы неполными без заключительного упоминания о самолете "Дэш-80", который в течение почти 18 лет эксплуатации стал, вероятно, наиболее широко модифицируемым самолетом в истории авиации. "Дэш-80" был предметом многих важных аэродинамических и конструкционных изменений для проверки новых идей, нашедших воплощение в последующих реактивных транспортных самолетах Боинг. Они включали новые формы крыльев в плане, аэродинамические поверхности, новые силовые установки, введение новых средств механизации передней и задней кромки. Самолет даже летал с пятым двигателем в хвостовой части для оценки такого расположения силовой установки, планировавшегося для варианта Модель 727.

ВАРИАНТЫ
Модель 707-120B: развитие первоначального серийного варианта, получившего более мощные турбовентиляторные двигатели, аэродинамические улучшения крыла и хвостового оперения, которые были использованы и на Модели 720. Модель 707-220: в целом подобный первоначальному серийному варианту, но оснащенный двигателями Пратт-Уитни JT4А-3. Модель 707-320 Интерконтинентал: трансокеанский вариант с увеличенными размахом крыла и длиной фюзеляжа соответственно на 3,53 м (11 футов 7 дюймов) и 2,03 м (6 футов 8 дюймов), оснащенный более мощными двигателями и вмещающий 189 пассажиров. Модель 707-320B Интерконтинентал: усовершенствованный вариант самолета 707-320 с более мощными турбовентиляторными двигателями и аэродинамическими улучшениями. Модель 707-320C Конвертибл: пассажирский, смешанный пассажирско/грузовой, или грузовой вариант самолета 707-320В с грузовой дверью и разработанной компанией Боинг системой погрузки. Модель 707-320C Фрейтер (Freighter): грузовой вариант самолета 707-320С с удаленным снаряжением для размещения пассажиров. Модель 707-420 Интерконтинентал: в целом подобный самолету Модель 707-320, но оснащенный турбовентиляторными двигателями Роллс-Ройс Конвэй Mk 508. VC-137B/-137C: обозначение пяти транспортных самолетов для перевозки высших должностных лиц; эксплуатировались ВВС США; первые три были эквивалентны самолетам Модель 707-120, но со специальным интерьером и оборудованием, и были поставлены как самолеты VC-137A, а затем переобозначены как VC-137B после установки турбовентиляторных двигателей; два самолета VC-137C могли перевозить экипаж из семи или восьми человек и 49 пассажиров и имели в качестве базового самолет Модель 707-320В.

Тип: коммерческий пассажирский самолет с четырьмя турбовентиляторными двигателями.

Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Пратт-Уитни JT3D-7 тягой 8618 кг (19000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость 1009 км/час (627 миль/час); максимальная крейсерская скорость 974 км/час (605 миль/час); экономическая крейсерская скорость 885 км/час (550 миль/час); практический потолок 11890 м (39000 футов); дальность полета с максимальным запасом топлива, 147 пассажирами и резервом топлива 9262 км (5755 миль).

Веса: снаряженный в пассажирском варианте 66406 кг (146400 фунтов), в грузовом варианте 64002 кг (141100 фунтов); максимальный взлетный 151318 кг (333600 фунтов).

Размеры: размах крыла 44,42 м (145 футов 9 дюймов); длина самолета 46,61 м (152 фута 11 дюймов); высота 12,93 м (42 фута 5 дюймов); площадь крыла 283,35 кв. м (3050 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.